Владимир Дмитриевич Шадриков
Страница 1

Владимир Дмитриевич Шадриков - один из крупнейших отечественных психологов, лидер ярославской психологической школы, выдающийся ученый и педагог, заместитель министра общего и профессионального образования РФ. Он известен в России и за рубежом как руководитель и активный реформатор системы народного образования, много сделавший для ее развития.

В.Д. Шадриков родился 18 ноября 1939 г. в Рыбинске. Окончив среднюю школу с серебряной медалью, он поступил в Ярославский государственный педагогический институт им. К.Д. Ушинского. Еще в институте он проявлял интерес к исследовательской работе, был председателем Научного студенческого совета института, работал в Магаданской области учителем, директором средней школы, инспектором РОНО, а в 1965 г. поступил в аспирантуру Ярославского педагогического института и в 1968 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме: "Социальное программирование и оптимизация подачи информации оператору".

Под руководством В.Д. Шадрикова в Ярославском государственном университете была реализована программа исследований системогенеза профессиональной деятельности. На основе экспериментальных результатов им разработана новая теория профессионального обучения, представленная в докторской диссертации "Системный подход в психологии производственного обучения" (1977).В.Д. Шадриков выявил закономерности системогенеза деятельности, к которым прежде всего относятся неаддитивность структурных компонентов системы, оперативность, гетерохронность и достаточность их развития.

С именем В.Д. Шадрикова связаны основные этапы становления факультета психологии Ярославского государственного университета, превращение его в третье по значению психологическое образовательное учреждение страны. Он долгое время работал деканом факультета психологии, заведующим кафедрой инженерной психологии и психологии труда, проректором университета. В 1982 г.В.Д. Шадриков был назначен ректором Ярославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского, на базе которого реализовывал научно-исследовательские программы в области психологии способностей, связанные с разработкой методик психологической диагностики способностей, интересов, профессионально важных качеств и теоретико-методических основ психологической профессиональной консультации. В.Д. Шадриков предложил рассматривать способность и одаренность как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.

В.Д. Шадриков экспериментально доказал, что развитие одаренности и способностей осуществляется через изменение функциональных и операционных механизмов. Особое место в развитии одаренности и способностей отводится формированию у операционных механизмов черт оперативности. Этот процесс лежит в основе развития профессиональных способностей из общих способностей и одаренности.

На основе теоретических положений о сущности одаренности и способностей им предложены общие принципы диагностики способностей и метод диагностики мнемических способностей, который он обозначает как "метод развертывания мнемической деятельности".

В 1996 г.В.Д. Шадрикову была присуждена премия им. С.Л. Рубинштейна РАН за цикл научных трудов по психологии способностей, включающий следующие монографии: "Психология производственного обучения" (Ярославль, 1974), "Проблемы системогенеза профессиональной деятельности" (М., 1982), "Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие" (М., 1990), "Развитие и диагностика способностей" (Отв. ред.В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков.М., 1991), "Деятельность и способности" (М., 1994), "Философия образования и образовательные политики" (М., 1993).

В.Д. Шадриков ввел в современную психологию понятие "духовные способности", раскрыл его сущность, определил место духовных способностей в системе интеллектуальных качеств человека, показал, что развитие способностей проходит через тройную детерминацию: первая - средой развития, вторая - требованиями деятельности, третья - индивидуальными ценностями и смыслами.

Страницы: 1 2

Сходит ли с ума человечество
Великий физиолог Иван Павлов при вручении ему в 1904 году Нобелевской премии в области физиологии сказал: «В сущности нас интересует в жизни только одно — наше психологическое содержание». Несомненно, имелось в виду психическое состояние, ...

Психологические знания Аверроэса (1126–1198)
Выдающийся представитель восточного аристотелизма, учение которого больше, чем какое бы то ни было другое, оказало влияние на западноевропейскую философско-психологическую мысль. Ибн Рушдом написаны более полусотни произведений, среди кот ...

Историческое развитие сознания у человека
Начало человеческой истории означает качественно новую ступень развития, коренным образом отличную от всего предшествующего пути биологического развития живых существ. Новые формы общественного бытия порождают и новые формы психики, корен ...