Владимир Дмитриевич Шадриков
Страница 1

Владимир Дмитриевич Шадриков - один из крупнейших отечественных психологов, лидер ярославской психологической школы, выдающийся ученый и педагог, заместитель министра общего и профессионального образования РФ. Он известен в России и за рубежом как руководитель и активный реформатор системы народного образования, много сделавший для ее развития. Обладнання для магазину інтернет магазин

В.Д. Шадриков родился 18 ноября 1939 г. в Рыбинске. Окончив среднюю школу с серебряной медалью, он поступил в Ярославский государственный педагогический институт им. К.Д. Ушинского. Еще в институте он проявлял интерес к исследовательской работе, был председателем Научного студенческого совета института, работал в Магаданской области учителем, директором средней школы, инспектором РОНО, а в 1965 г. поступил в аспирантуру Ярославского педагогического института и в 1968 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме: "Социальное программирование и оптимизация подачи информации оператору".

Под руководством В.Д. Шадрикова в Ярославском государственном университете была реализована программа исследований системогенеза профессиональной деятельности. На основе экспериментальных результатов им разработана новая теория профессионального обучения, представленная в докторской диссертации "Системный подход в психологии производственного обучения" (1977).В.Д. Шадриков выявил закономерности системогенеза деятельности, к которым прежде всего относятся неаддитивность структурных компонентов системы, оперативность, гетерохронность и достаточность их развития.

С именем В.Д. Шадрикова связаны основные этапы становления факультета психологии Ярославского государственного университета, превращение его в третье по значению психологическое образовательное учреждение страны. Он долгое время работал деканом факультета психологии, заведующим кафедрой инженерной психологии и психологии труда, проректором университета. В 1982 г.В.Д. Шадриков был назначен ректором Ярославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского, на базе которого реализовывал научно-исследовательские программы в области психологии способностей, связанные с разработкой методик психологической диагностики способностей, интересов, профессионально важных качеств и теоретико-методических основ психологической профессиональной консультации. В.Д. Шадриков предложил рассматривать способность и одаренность как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.

В.Д. Шадриков экспериментально доказал, что развитие одаренности и способностей осуществляется через изменение функциональных и операционных механизмов. Особое место в развитии одаренности и способностей отводится формированию у операционных механизмов черт оперативности. Этот процесс лежит в основе развития профессиональных способностей из общих способностей и одаренности.

На основе теоретических положений о сущности одаренности и способностей им предложены общие принципы диагностики способностей и метод диагностики мнемических способностей, который он обозначает как "метод развертывания мнемической деятельности".

В 1996 г.В.Д. Шадрикову была присуждена премия им. С.Л. Рубинштейна РАН за цикл научных трудов по психологии способностей, включающий следующие монографии: "Психология производственного обучения" (Ярославль, 1974), "Проблемы системогенеза профессиональной деятельности" (М., 1982), "Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие" (М., 1990), "Развитие и диагностика способностей" (Отв. ред.В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков.М., 1991), "Деятельность и способности" (М., 1994), "Философия образования и образовательные политики" (М., 1993).

В.Д. Шадриков ввел в современную психологию понятие "духовные способности", раскрыл его сущность, определил место духовных способностей в системе интеллектуальных качеств человека, показал, что развитие способностей проходит через тройную детерминацию: первая - средой развития, вторая - требованиями деятельности, третья - индивидуальными ценностями и смыслами.

Страницы: 1 2

Развитие анализа рисунка
Психологический анализ рисунка в качестве метода психологического исследования берет свое начало в первой четверти XX века. Трудно установить, кто из исследователей был первым. В 1913 г. Э. Торндайком была проведена работа по классификаци ...

Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Общее и индивидуальное в психике человека. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии.
Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми. ...

Внешние факторы инстинктивного поведения.
Когда говорят об автономности внутренних факторов поведения, об их независимости от внешней среды, то необходимо помнить, что эта независимость является лишь относительной. Уже из приведённыъх опытов Хольста видно, что эндогенная активнос ...