Влияние гендерных стереотипов на общение и взаимодействие людей
Страница 3

Психология » Влияние гендерных стереотипов на общение и взаимодействие людей

На половые различия в эффективности групповой деятельности влияют особенности задачи, мотивация и половая структура группы. При этом к характеристикам задач относятся креативность, индивидуальный или групповой способы подсчета вкладов участников, стиль решения, связь с различными способностями, отражение мужских или женских интересов и маскулинная или фемининная формулировки. Гендерные различия в успешности решения задач в основном отражают особенности каждого пола.

Исследования успешности лидерства обычно демонстрируют или равную эффективность менеджеров обоего пола, или превосходство мужчин и очень редко — превосходство женщин. Получены данные о том, что на оценки женщин-лидеров существенно влияют гендерные стереотипы и атрибутивные процессы, а также о том, что успехи женщин-лидеров связаны с политикой, проводимой по отношению к ним в конкретной организации.

Определены условия, при которых проявляются половые различия в эффективности лидеров: это подобие гендерной и лидерской ролей, пол подчиненных, сфера деятельности и тип организации, уровень управления (на низшем уровне лучше работают мужчины, а на среднем — женщины) и предубеждения против женщин. Есть основания считать, что лидеры обоего пола могут добиваться равной эффективности, но различными путями.

Учет гендерных особенностей испытуемых обеспечивает равную успешность обоих полов.

Пол партнера по взаимодействию меняет поведение испытуемого. Результаты исследований кооперативного поведения отражают условия взаимодействия людей в детстве и во взрослости: во-первых, половая сегрегация в детстве приводит к большей кооперативности с представителями своего пола, во-вторых, благодаря конвергенции полов во взрослости женщины и мужчины проявляют сотрудничество в смешанных по полу группах (большее, чем в однополых группах).

Исследования лидеров демонстрируют связь их продуктивности с половой структурой группы. И мужчины и женщины — лидеры более продуктивны, когда работают с представителями своего пола. При этом в ситуациях, когда женщина-лидер руководит мужчинами, на ее продуктивность существенно влияет позитивное или негативное отношение подчиненных к женскому лидерству. В смешанных группах наблюдается проявление «скрытой гендерной программы», когда присутствие противоположного пола не способствует концентрации на задании, а актуализирует другие факторы (желание понравиться у мужчин и утверждение своей компетентности у женщин).

Мужчины и женщины — руководители работают в разных гендерных ситуациях, что может влиять на различие их эффективности.

Вербальное и невербальное поведение на переговорах (деловых и интимных) проявляется в дискурсах (суждениях) и речевых паттернах. Половые различия в этом плане зависят от трех факторов: конкретной формы этого поведения, половой структуры группы и позиции — лидера или ведомого. Выделяют следующие формы вербального и невербального поведения на переговорах: время, в течение которого говорит испытуемый, прерывание речи партнера (позитивное, негативное, нейтральное, успешное, неуспешное), дублирование, выбор темы дискуссии, звуковой фон, постановка вопросов, повторение, сомнение и отрицание, вводные слова, улыбки и смех, а также прикосновения. Одни из них являются проявлениями директивного стиля, давления на партнера, а другие — средствами поддержки. В целом мужчины на переговорах чаще используют директивные речевые паттерны, а женщины — паттерны поддержки. Важным фактором является половая структура группы. Общаясь с представителями своего пола, и мужчины и женщины демонстрируют типичные гендерные характеристики. При появлении в группе представителей противоположного пола поведение меняется: женщины ведут себя директивно, а мужчины оказывают поддержку. Значимым фактором является также статус индивида. Как правило, директивные формы речевого поведения чаще проявляются у формальных лидеров — менеджеров, а поддержка — у подчиненных.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального.
На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон: Блок психических явлений(мотивационный) — направ ...

Правила беседы
Главное показать собеседнику заинтересованность в предстоящей беседе, готовность к сотрудничеству, открытость. Следует обращать внимание на позу, жесты, взгляды – э то самые явные приемы невербального общения. Поведение должно быть естест ...

Экспериментальное исследование эмоциональной сферы у детей. Организация исследования и методы изучения эмоциональной сферы у детей
Исследование детей с умеренной умственной отсталостью проводилось в МОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школе № 23 ". В 2007-2008 учебном году в школе обучается 161 ребенок, функционирует 16 классов, из них 3 к ...