Анализ полученных данных
В ходе исследования с помощью различных психологических тестов (Методика «Изучение потребности в общении» Ю. М. Орлова; Методика «Диагностика свойств характера – опросник самооценки Т, Лири»; Методика «Диагностика мотивов аффилиации» по А. Мехрабиан) были обследованы 12 испытуемых в возрасте от 17 до 20 лет, среди них 8 мальчиков и 4 девочки. Средний возраст испытуемых – 18,5 лет.
В результате была получена следующая картина распространенности различных трудностей в юношеском возрасте.
Основным затруднением, проявившимся у данных испытуемых, является застенчивость (39%) от всех испытуемых, она встречается чаще других трудностей, причем она может и не проявляться в поведении испытуемых, а терзать их внутриличностным комплексом. Кроме этого выделяется отчужденность на достаточно высоком уровне (15 %), затем проявления интровертированности (12%), чрезмерная сенситивность (15 %).
Также достаточно часто среди испытуемых встречались их личностные свойства, снижающие их коммуникативную успешность и совместимость: это могло быть проявлением пониженного самоуважения – 35%, что проявлялось в основном улиц с неуверенностью в себе, застенчивостью, высокоавторитарные – 27%%, агрессивны – 26%, и конфликтные – 25 %.
Значимое число испытуемых (58%) крайне не удовлетворены общением и отношениями в близком кругу, испытывают острое чувство одиночества; последнее сопровождает все трудности в контактах и иногда отражает реальное положение вещей, то есть полное отсутствие друзей.
Проявление застенчивости у испытуемых чаще всего связано с переживанием психологического дискомфорта, стабильными трудностями в установлении контактов, пониженными адаптивностью и самоуважением и повышенной сенситивностью в контактах. Она входит в синдром личностных свойств, снижающих контактность (аутистичность, отчужденность, интровертированность, чувство одиночества) и успешность общения (чрезмерная сенситивность, тревожность, рефлексивность).
На снижение уверенности в себе, появлению нерешительности, скованности, повышенного самоконтроля может оказывать влияние внутренняя нестабильность испытуемых, вхождение их в новый социум или принятие новых социальных ролей. Дефицит доверительных, близких отношений приводит к тяжелому чувству потери связи с людьми, к психологическому одиночеству.
К трудностям общения, в основе которых, в отличие от застенчивости, лежит дефицит доверительного общения, можно отнести одиночество, которое также встречается у испытуемых, что влечет за собой ощущение надрыва, душевного нездоровья.
У испытуемых, у которых проявляется отчуждение (15%) отражается меньшая удовлетворенность общением, проявляется не доверие к людям; у них выше тревожность и напряженность, а также показатели агрессивности и фрустрированности. внутренняя недисциплинированность, плохая самоорганизация и то, что они не обеспокоены социальными требованиями, значительно снижают контактность и адаптивность. Отчужденные испытывают глубокое чувство одиночества.
Можно сделать вывод о том, что одиночество при отчужденности - является вынужденным, что мешает и раскрытию, и общительности.
преступности, либо к отклоняющемуся поведению, либо даже к самоубийству.
Успешность общения отчужденных значительно ниже среднего. И может объясняется как внутренней конфликтностью, так и чувством бессилия, одиночества, реальной и психологической отъединенностью, дефицит общения накладывает свой отпечаток на личность и формирует ущербную потребность в общении, приводя к дальнейшему ослаблению связей с людьми, снижает адаптивность.
Такие люди, у которых наблюдаются определенные трудности в общении, в большей степени нуждаются в психологической и психотерапевтической помощи. Для некоторых будет просто достаточно наличия доверительного, теплого дружеского общения.
Таким образом, важно отметить, что отчужденность это действительно серьезная проблема и проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей.
Общие представления о структуре языкового знания
Уже Ф. де Соссюр говорил о том, что язык образуется в голове человека суммой всех словесных образов, общих для коллектива говорящих, и подчеркивал, что такая совокупность – «это клад, практикой речи отлагаемый во всех, кто принадлежит к о ...
Динамика эмоций
В данном подразделе речь будет идти о представлениях, касающихся внутренних закономерностей протекания и развития эмоционального процесса. Этот аспект проблемы эмоций практически не освещается в современных концепциях, склонных рассматрив ...
Содержание деятельности
Менеджер по персоналу организует, координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала с целью повышения производительности и качества труда, удовлетворенности профессией (должностью) каждого работника.Менеджер по персоналу выпол ...