В ходе исследования с помощью различных психологических тестов (Методика «Изучение потребности в общении» Ю. М. Орлова; Методика «Диагностика свойств характера – опросник самооценки Т, Лири»; Методика «Диагностика мотивов аффилиации» по А. Мехрабиан) были обследованы 12 испытуемых в возрасте от 17 до 20 лет, среди них 8 мальчиков и 4 девочки. Средний возраст испытуемых – 18,5 лет.

В результате была получена следующая картина распространенности различных трудностей в юношеском возрасте.

Основным затруднением, проявившимся у данных испытуемых, является застенчивость (39%) от всех испытуемых, она встречается чаще других трудностей, причем она может и не проявляться в поведении испытуемых, а терзать их внутриличностным комплексом. Кроме этого выделяется отчужденность на достаточно высоком уровне (15 %), затем проявления интровертированности (12%), чрезмерная сенситивность (15 %).

Также достаточно часто среди испытуемых встречались их личностные свойства, снижающие их коммуникативную успешность и совместимость: это могло быть проявлением пониженного самоуважения – 35%, что проявлялось в основном улиц с неуверенностью в себе, застенчивостью, высокоавторитарные – 27%%, агрессивны – 26%, и конфликтные – 25 %.

Значимое число испытуемых (58%) крайне не удовлетворены общением и отношениями в близком кругу, испытывают острое чувство одиночества; последнее сопровождает все трудности в контактах и иногда отражает реальное положение вещей, то есть полное отсутствие друзей.

Проявление застенчивости у испытуемых чаще всего связано с переживанием психологического дискомфорта, стабильными трудностями в установлении контактов, пониженными адаптивностью и самоуважением и повышенной сенситивностью в контактах. Она входит в синдром личностных свойств, снижающих контактность (аутистичность, отчужденность, интровертированность, чувство одиночества) и успешность общения (чрезмерная сенситивность, тревожность, рефлексивность).

На снижение уверенности в себе, появлению нерешительности, скованности, повышенного самоконтроля может оказывать влияние внутренняя нестабильность испытуемых, вхождение их в новый социум или принятие новых социальных ролей. Дефицит доверительных, близких отношений приводит к тяжелому чувству потери связи с людьми, к психологическому одиночеству.

К трудностям общения, в основе которых, в отличие от застенчивости, лежит дефицит доверительного общения, можно отнести одиночество, которое также встречается у испытуемых, что влечет за собой ощущение надрыва, душевного нездоровья.

У испытуемых, у которых проявляется отчуждение (15%) отражается меньшая удовлетворенность общением, проявляется не доверие к людям; у них выше тревожность и напряженность, а также показатели агрессивности и фрустрированности. внутренняя недисциплинированность, плохая самоорганизация и то, что они не обеспокоены социальными требованиями, значительно снижают контактность и адаптивность. Отчужденные испытывают глубокое чувство одиночества.

Можно сделать вывод о том, что одиночество при отчужденности - является вынужденным, что мешает и раскрытию, и общительности.

преступности, либо к отклоняющемуся поведению, либо даже к самоубийству.

Успешность общения отчужденных значительно ниже среднего. И может объясняется как внутренней конфликтностью, так и чувством бессилия, одиночества, реальной и психологической отъединенностью, дефицит общения накладывает свой отпечаток на личность и формирует ущербную потребность в общении, приводя к дальнейшему ослаблению связей с людьми, снижает адаптивность.

Такие люди, у которых наблюдаются определенные трудности в общении, в большей степени нуждаются в психологической и психотерапевтической помощи. Для некоторых будет просто достаточно наличия доверительного, теплого дружеского общения.

Таким образом, важно отметить, что отчужденность это действительно серьезная проблема и проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей.

Мужчина и женщина в религиозном аспекте.
Мифы о сотворении мира и человека, о первых человеческих шагах и начале истории придавали осмысленность жизни наших предков. Только благодаря мифам религиозный человек мог жить в мире, мог видеть мир – видеть в нем смысл. Мифы отвечали н ...

Классификация
Депрессивные расстройства 1. Большое депрессивное расстройство часто называемое клинической депрессией, когда человек пережил не менее одного депрессивного эпизода. Депрессия без периодов мании часто называется униполярной депрессией, по ...

Уровни невроза по Ф. Перлзу
Структура невроза по Перлзу является пятиуровневой. Первый уровень - клише или, как его еще называют «уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей» заключается в реагировании на других стереотипными и неподлинными путями. Это уровен ...