В ходе исследования с помощью различных психологических тестов (Методика «Изучение потребности в общении» Ю. М. Орлова; Методика «Диагностика свойств характера – опросник самооценки Т, Лири»; Методика «Диагностика мотивов аффилиации» по А. Мехрабиан) были обследованы 12 испытуемых в возрасте от 17 до 20 лет, среди них 8 мальчиков и 4 девочки. Средний возраст испытуемых – 18,5 лет.

В результате была получена следующая картина распространенности различных трудностей в юношеском возрасте.

Основным затруднением, проявившимся у данных испытуемых, является застенчивость (39%) от всех испытуемых, она встречается чаще других трудностей, причем она может и не проявляться в поведении испытуемых, а терзать их внутриличностным комплексом. Кроме этого выделяется отчужденность на достаточно высоком уровне (15 %), затем проявления интровертированности (12%), чрезмерная сенситивность (15 %).

Также достаточно часто среди испытуемых встречались их личностные свойства, снижающие их коммуникативную успешность и совместимость: это могло быть проявлением пониженного самоуважения – 35%, что проявлялось в основном улиц с неуверенностью в себе, застенчивостью, высокоавторитарные – 27%%, агрессивны – 26%, и конфликтные – 25 %.

Значимое число испытуемых (58%) крайне не удовлетворены общением и отношениями в близком кругу, испытывают острое чувство одиночества; последнее сопровождает все трудности в контактах и иногда отражает реальное положение вещей, то есть полное отсутствие друзей.

Проявление застенчивости у испытуемых чаще всего связано с переживанием психологического дискомфорта, стабильными трудностями в установлении контактов, пониженными адаптивностью и самоуважением и повышенной сенситивностью в контактах. Она входит в синдром личностных свойств, снижающих контактность (аутистичность, отчужденность, интровертированность, чувство одиночества) и успешность общения (чрезмерная сенситивность, тревожность, рефлексивность).

На снижение уверенности в себе, появлению нерешительности, скованности, повышенного самоконтроля может оказывать влияние внутренняя нестабильность испытуемых, вхождение их в новый социум или принятие новых социальных ролей. Дефицит доверительных, близких отношений приводит к тяжелому чувству потери связи с людьми, к психологическому одиночеству.

К трудностям общения, в основе которых, в отличие от застенчивости, лежит дефицит доверительного общения, можно отнести одиночество, которое также встречается у испытуемых, что влечет за собой ощущение надрыва, душевного нездоровья.

У испытуемых, у которых проявляется отчуждение (15%) отражается меньшая удовлетворенность общением, проявляется не доверие к людям; у них выше тревожность и напряженность, а также показатели агрессивности и фрустрированности. внутренняя недисциплинированность, плохая самоорганизация и то, что они не обеспокоены социальными требованиями, значительно снижают контактность и адаптивность. Отчужденные испытывают глубокое чувство одиночества.

Можно сделать вывод о том, что одиночество при отчужденности - является вынужденным, что мешает и раскрытию, и общительности.

преступности, либо к отклоняющемуся поведению, либо даже к самоубийству.

Успешность общения отчужденных значительно ниже среднего. И может объясняется как внутренней конфликтностью, так и чувством бессилия, одиночества, реальной и психологической отъединенностью, дефицит общения накладывает свой отпечаток на личность и формирует ущербную потребность в общении, приводя к дальнейшему ослаблению связей с людьми, снижает адаптивность.

Такие люди, у которых наблюдаются определенные трудности в общении, в большей степени нуждаются в психологической и психотерапевтической помощи. Для некоторых будет просто достаточно наличия доверительного, теплого дружеского общения.

Таким образом, важно отметить, что отчужденность это действительно серьезная проблема и проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей.

Критика эксперимента: значимость ситуации
Бесспорно, исследования Аша обогатили социальную психологию знаниями о факторах, обуславливающих возникновение феномена конформизма, продемонстрировали возможности давления группы на личность и, что очень важно, наметили пути дальнейшего ...

Результаты исследования
Результаты исследования, проведенного по методике «Кубик Рубика» представлены в таблице №1: № п\п Ф. И. учащегося Задание Общий результат (балл) Уровень развития наглядно-дей ственного мышления 1 2 3 4 5 ...

Мышление
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой ре­зультат, какого ни в самой д ...