Личность, как научный предмет исследованияСтраница 1
Личность относительно устойчивая совокупность интраиндивидных ее качеств: симптомокомплексы психи свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности; особенности темперамента, способности ( работы Теплова, Небылицина, Мерлина).
Личность, как включенность индивида в пространство меж индивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители Л. их участников. Тем самым преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании межличностных взаимоотношений либо как феноменов группы, либо как феноменов личности. Личностное выступает как групповое, групповое как личностное. [4, стр.95]
Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний, направленностью устойчивой доминирующей системой мотивов, интересов, убеждений и т. д., глубинными смысловыми образованьями - "динамическими смысловыми системами" по Выгодскому, [4, стр.42] формирующимися в совместной деятельности групп и коллективов, степенью осознанности своих отношений к действительности: установки (установки по Узнадзе и др. ), [4, стр.58 ] диспозиции(по Ядову) и т. п.
Развитая личность. обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон активности личности. Субъективно для индивида личность. выступает как его "Я" (образ "Я", "Я"-концепция), система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессе деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его личность. и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний т. д. Образ "Я" представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и т. д. Соотнесение образа "Я" с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности является важным фактором направленного воздействия на личность в процессе воспитания. [4, стр. 60]
Личность, как "идеальная представленность" индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личностей других людей. Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную "потребность быть личностью. ", т. е. полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности.
Развитие личности осуществляется в деятельности в условиях социализации индивида и целенаправленного воспитания. Задачей коммунистического воспитания является всестороннее и гармоническое развитие личности человека, имеющее комплексный характер (умственное, трудовое, нравственное, эстетическое, физическое) при ведущей роли школы, семьи и общественности. [7, стр.104]
Важное значение в этом процессе имеет воспитание в труде, прежде всего путем включения в трудовые коллективы, где создаются необходимые условия для формирования в производительном труде общественно ценных качеств Л. (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и т.д. ). Закономерности, а также возрастная периодизация развития личности описывается обычно путем обращения к общим закономерностям и возрастной периодизации психического развития индивида.
Межу тем, единство психического развития и развития личности не предполагает их тождественности. В этой связи осуществляется попытка построения гипотетической модели развития личности и на ее основе возрастной периодизации, в соответствии с которым возрастное развитие определяется типом взаимоотношений, складывающихся у индивида с наиболее референтной для него в этот период группой. в дошкольном и младшем школьном возрасте это группы, управляемые педагогом, в подростковом преимущественно группы сверстников или старших по возрасту, в юношеском возрасте - коллективы, как группы высокого уровня развития, в отдельных случаях при серьезных дефектах воспитания это корпоративные группы. [12, стр. 84]
Надёжность
Надёжность – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов [2, с.424]. Надёжность теста проявляется в согласованности оценок у ...
Понятие
мышления у Декарта
Мышление для Декарта представало как нечто бестелесное, духовное. Более того, мышление является единственным атрибутом души, и именно это обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, т.е. она всегда знает о том, ...
Практические рекомендации по сохранению профессиональной
работоспособности
В своем исследовании мы разработали некоторые практические рекомендации по преодолению профессиональной деформации и сохранению работоспособности.
1) пересматривайте устаревшие убеждения, работайте над своими мыслями, помните, что вы нес ...