Понятие деятельности

В общем виде под деятельностью понимают активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулирующая осознанной целью. В процессе деятельности устанавливается тесное взаимодействие человека с окружающей средой[2].

Развитие общества – результат деятельности людей. В процессе деятельности происходит формирование и самореализация личности.

Психика познается и проявляется в деятельности. Человек выступает прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того каким видом деятельности он занимается.

В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера[3].

Активность человека самая разнообразная по сравнению с активностью растений, животных. Кроме всех видов и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Термин «деятельность» обозначает специфически человеческую форму активного отношения, т. е. не может быть использован при описании или категоризации активного отношения никакого другого живого существа, кроме человека[4].

Деятельностью называется совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов[5].

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования[6].

Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.[7]

Разработки целостного концептуального представления о деятельности посвящены работы А.Н. Леонтьева. В его исследованиях …используется принцип системного подхода в анализе деятельности, исходное определение которой ориентировано на целостное системное ее представление: это «система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие»[8].

Для деятельности характерно многообразие ее описаний, обусловленное сложностью объекта исследования, объясняется использованием различных подходов, схем анализа, приемов выделения структурных составляющих и их связей. Многозначность представлений о деятельности отражает общие закономерности развития психологической наук. Для современного этапа развития психологии характерно осознания важности построения целостного представления о деятельности[9].

Разработки целостного концептуального представления о деятельности посвящены работы А.Н. Леонтьева. В его исследованиях используется принцип системного подхода в анализе деятельности, исходное определение которой ориентировано на целостное системное ее представление. В монографии А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность.»[10] дается следующее понятие категории деятельности: «это единица жизни, опосредованная психическим отражением, реальная функция которой состоит в том, что она ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие».

Психология человека рассматривает деятельность конкретных индивидов или в условиях открытой коллективности - среди окружающих людей, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром – перед письменным столом. По мнению А.Н. Леонтьева, деятельность нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества; деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества, вне этих отношений деятельность вообще не существует. Деятельность человека зависит от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах.

В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и на природу. Исторический прогресс обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей. Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. Ко всем таким предметам оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так, что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. Усвоение способов общения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ничего подобного. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что предоставила природа. Деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный характер, а не только потребительский[11].

Уровни общения и его особенности в различных условиях
Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп. Человек одновременно может заниматься определенной работой, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни и еще выполнять пр ...

Информационный подход к когнитивному развитию в подростковом возрасте.
Сторонники информационного подхода основное внимание обращают на совершенствование у подростков тех умений, которые принято называть метапознанием. Метапознание включает в себя несколько умений, таких как способность размышлять о мыслях, ...

Классификация
Депрессивные расстройства 1. Большое депрессивное расстройство часто называемое клинической депрессией, когда человек пережил не менее одного депрессивного эпизода. Депрессия без периодов мании часто называется униполярной депрессией, по ...