Интериоризация и экстериоризация

Психология » Деятельность как многомерная единица » Интериоризация и экстериоризация

Интериоризация и экстериоризация в деятельностном подходе рассматриваются как механизмы усвоения общественно-исторического опыта[23]. Мысль о происхождении внутренней(интериоризация) психической деятельности, деятельности человеческого сознания из деятельности внешней, практической возникло на основании изучения общественно-исторического опыта. Человеческая деятельность: трудовая, учебная, игровая, - связана с кооперированием в труде, с использованием орудий труда, с созданием общественно значимых продуктов. Передача социального опыта невозможна без его выражения во внешней форме: в речи, демонстрации. Благодаря этому человек «впитывает» в себя опыт поколений. И это не просто копирование, перемещение внешней деятельности во внутреннюю, это процесс формирования сознания, сознания как со-знания – знания, совместного, общего с другими людьми, раздельного с ними, знания, воспринимаемого человеком как известного другим[24].

Преобразование деятельности внешней, практической в деятельность внутреннюю, психическую, в деятельность сознания получило название интериоризации[25]. Интериоризация - переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации – обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможной внешней деятельности[26].

Ж. Ж. Пиаже кратко обозначил понятие интериоризации – «переход, ведущий от сенсомоторного плана к мысли»[27].

Процесс трансформации деятельности внутренней, психической в деятельность внешнюю, практическую, предметную называют экстериоризацией[28]. Экстериоризация – это процесс порождения внешних действий, высказываний и т.д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека[29].

Принцип единства строения внешней и внутренней деятельности, принцип интериоризации – экстериоризации рассматривается в деятельностном подходе, как уже отмечалось, как механизм усвоения общественно-исторического опыта[30].

Психологические объяснения антропогенеза
Археологические данные о каменном веке весьма локальны, но общечеловеческие закономерности, вышед­шие из позднего каменного века, относятся к самым глу­боким пластам человеческого бытия. Архаический базис цивилизации сейчас воспринимаетс ...

Психические процессы, воображение и мысленный эксперимент
История развития науки свидетельствует о блестящих результатах применения мысленного эксперимента, а современные тенденции развития знания превращают его в одну из важнейших процедур познания. Мысленных эксперимент использовали Галилей и ...

Речь как феномен человеческой коммуникации
Речь человека, человеческое слово и история его развития выступают, во-первых, как предмет лингвистики, которую мы понимаем как собственно историческую науку (нам кажутся правильными требование углубить семантический анализ до идеологичес ...