Психофизиологические функции

Психология » Деятельность как многомерная единица » Психофизиологические функции

Самый низкий уровень в структуре деятельности - психофизиологические функции. На уровне психофизиологических функций обеспечивается физиологическое обеспечение процесса деятельности. Механизмы планирования, контроля и регулирования действий исследовали отечественные и зарубежные физиологи и психологи – П.К. Анохин, П.А. Бернштейн, Э.А. Афатян и др. В их исследованиях показано, что цель всякого действия представлена в сознании в виде психологического образа – своеобразной нейропсихологической модели[43].

Под психофизиологическими функциями понимаются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. Т.к. человек-существо биосоциальное, протекание психических процессов неотделимо от физиологических процессов. Существует ряд возможностей, без которых большинство психических функций не может осуществляться. К таким возможностям относятся: способности к ощущению, моторные способности, возможности фиксации следов прошлых воздействий, а также сюда относится ряд врожденных механизмов, закрепленных в морфологии нервной системы. Все эти механизмы и способности достаются человеку при его рождении, т.е. имеют генетическую обусловленность. Психофизиологические функции обеспечивают и предпосылки, средства деятельности. Например, мнемическая функция (способность к запоминанию) обеспечивает запоминание информации[44].

Существует болезнь памяти (корсаковский синдром), заключающаяся в потере мнемической памяти – функции, при которой не запоминаются события, даже те которые случились несколько минут назад. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них невозможны не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач[45].

Возникновение и первые этапы развития речи ребёнка
Развитие речи у ребёнка опосредованно обучением: ребёнок научается говорить. Но это вовсе не означает, что овладение речью, своим родным языком является результатом специальной учебной деятельности, целью которой являлось бы для ребёнка и ...

Концепция пансофии у Я. А. Коменского
В своих трудах Коменский первый убедительным образом выразил передовые педагогические стремления новой эпохи, открыл дорогу самостоятельному развитию педагогики как науки. Концепция пансофии возникла как реакция на схоластическое учени ...

Понятие и типы темперамента
Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими. Настолько тесно, что многие психологи предлагают по этим особенностям определять и сам темперамент. Темперамент (от латинского temperamentum - надлежащее соотношени ...