Гештальттерапия
Страница 4

Психология » Гельштаттерапия » Гештальттерапия

Формы, в которые терапия может облекаться, могут меняться с каждым новым пациентом, также как они могут меняться в зависимости от чувствительности и личного опыта каждого терапевта: с некоторыми пациентами связь будет, главным образом, словесная, с другими возможно обращение к выразительным формам и невербальному общению, такому как рисунок, движение, лепка, звук и т.д. Техники не являются самоцелью, а лишь обозначают различные подходы и пути экспериментирования.

ГТ - терапия действия. Любое действие возможно лишь тогда, когда накопится достаточная энергия к действию. ГТ фрустрирует клиента до степени его готовности к новым действиям или же до степени выведения накопленного эмоционального напряжения вовне, т.е. разрядки. ГТ неэффективна у лиц с явно сниженной критикой, с выраженными изменениями личности в виде ригидности, застреваемости, резонерства, аморфности мышления, с наличием активной психопатологической продукцией, с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Цель ГТ

- интеграция частей личности, находящихся в рассогласованности между собой.

Основной принцип работы

Г-терапевта – здесь и теперь; он задает вопросы что и как, но не почему. Перлз считал основными вопросами для успешной работы «Что вы делаете?», что вы чувствуете? Что вы хотите? Чего вы избегаете? И Чего вы ждете?

Основные приемы ГТ:

1. Расширение сознания

2. Интеграция противоположностей

3. усиление внимания к чувствам

4. работа с мечтами, фантазиями, снами

5. принятие ответственности на себя

6. работа с сопротивлениями. Подробно эти приемы описаны в «Групп. Псих. Т» Рудестама.

Терапевтическое экспериментирование является сердцевиной метода и определяет своеобразие работы гештальтиста. Экспериментирование должно быть связано с ситуациями каждого клиента и основываться на наблюдениях терапевта. Эксперименты могут быть направлены на фокусирование сознания, когда пациенту предлагается осознать свое дыхание, движение, мимику, часть тела. Исследование может пройти через усиление, акцентирование употребленных слов, жестов и т.п. экспериментирование исследует разные типы границ собственного «Я» и контакта, пределы проявления себя, границы самовыражения, фантазии, катастрофические ожидания, незавершенные ситуации.

Групповая ГТ имеет ряд отличительных особенностей от других видов групповой терапии. Целью гештальт-группы является пробуждение организмических процессов в каждом участнике. Стиль ведения группы может быть разным, но всегда предполагает директивность со стороны терапевта. Он фокусирует внимание членов группы на «здесь и теперь», на невербальных проявлениях.

Каждый сеанс ГТ включает следующие этапы:

1. работа с «потоком осознавания» пациентом того, что происходит с ним здесь и теперь, с феноменологическим проявлением, актуальным в настоящей ситуации

2. расширение среды осознавания себя (связь феномена с эмоциями, ощущениями, мыслями, действиями)

3. разблокировка осознавания неосознанной в данной ситуации потребности (или осознавание заблокированной потребности)

4. осознавание того, каким образом пациент себя блокирует

5. работа с механизмами блокирования приводит к разблокированию потребности, к завершению незавершенной ситуации и освобождению связанной энергии

6. пациент готов переживать новый опыт.

В работе с пациентами при невротических расстройствах применяются различные Г-техники, классифицированные К. Наранхо:

1. Супрессивные техники (изменяющие)

1. осознание и недопущение повествовательности, интерпретации пациентом своих переживаний

2. осознавание и недопущение долженствования и оценивания

3. осознание и прерывание манипуляций

Страницы: 1 2 3 4 5

Развитие чувств
Новые грани чувств ребенка младшего школьного возраста развиваются, прежде всего, внутри учебной деятельности и по поводу учебной деятельности. Конечно, все те чувства, которые появились у него в дошкольном возрасте, продолжают оставаться ...

Характерологический опросник К. Леонгарда
Близкой к классификациям А.Е. Личко является типология характеров, предложенная немецким ученым К. Леонгардом. В соответствии с его концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты – стержень ...

Формирование мышления у детей
Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления. Основн ...