ГештальттерапияСтраница 4
Формы, в которые терапия может облекаться, могут меняться с каждым новым пациентом, также как они могут меняться в зависимости от чувствительности и личного опыта каждого терапевта: с некоторыми пациентами связь будет, главным образом, словесная, с другими возможно обращение к выразительным формам и невербальному общению, такому как рисунок, движение, лепка, звук и т.д. Техники не являются самоцелью, а лишь обозначают различные подходы и пути экспериментирования.
ГТ - терапия действия. Любое действие возможно лишь тогда, когда накопится достаточная энергия к действию. ГТ фрустрирует клиента до степени его готовности к новым действиям или же до степени выведения накопленного эмоционального напряжения вовне, т.е. разрядки. ГТ неэффективна у лиц с явно сниженной критикой, с выраженными изменениями личности в виде ригидности, застреваемости, резонерства, аморфности мышления, с наличием активной психопатологической продукцией, с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Цель ГТ
- интеграция частей личности, находящихся в рассогласованности между собой.
Основной принцип работы
Г-терапевта – здесь и теперь; он задает вопросы что и как, но не почему. Перлз считал основными вопросами для успешной работы «Что вы делаете?», что вы чувствуете? Что вы хотите? Чего вы избегаете? И Чего вы ждете?
Основные приемы ГТ:
1. Расширение сознания
2. Интеграция противоположностей
3. усиление внимания к чувствам
4. работа с мечтами, фантазиями, снами
5. принятие ответственности на себя
6. работа с сопротивлениями. Подробно эти приемы описаны в «Групп. Псих. Т» Рудестама.
Терапевтическое экспериментирование является сердцевиной метода и определяет своеобразие работы гештальтиста. Экспериментирование должно быть связано с ситуациями каждого клиента и основываться на наблюдениях терапевта. Эксперименты могут быть направлены на фокусирование сознания, когда пациенту предлагается осознать свое дыхание, движение, мимику, часть тела. Исследование может пройти через усиление, акцентирование употребленных слов, жестов и т.п. экспериментирование исследует разные типы границ собственного «Я» и контакта, пределы проявления себя, границы самовыражения, фантазии, катастрофические ожидания, незавершенные ситуации.
Групповая ГТ имеет ряд отличительных особенностей от других видов групповой терапии. Целью гештальт-группы является пробуждение организмических процессов в каждом участнике. Стиль ведения группы может быть разным, но всегда предполагает директивность со стороны терапевта. Он фокусирует внимание членов группы на «здесь и теперь», на невербальных проявлениях.
Каждый сеанс ГТ включает следующие этапы:
1. работа с «потоком осознавания» пациентом того, что происходит с ним здесь и теперь, с феноменологическим проявлением, актуальным в настоящей ситуации
2. расширение среды осознавания себя (связь феномена с эмоциями, ощущениями, мыслями, действиями)
3. разблокировка осознавания неосознанной в данной ситуации потребности (или осознавание заблокированной потребности)
4. осознавание того, каким образом пациент себя блокирует
5. работа с механизмами блокирования приводит к разблокированию потребности, к завершению незавершенной ситуации и освобождению связанной энергии
6. пациент готов переживать новый опыт.
В работе с пациентами при невротических расстройствах применяются различные Г-техники, классифицированные К. Наранхо:
1. Супрессивные техники (изменяющие)
1. осознание и недопущение повествовательности, интерпретации пациентом своих переживаний
2. осознавание и недопущение долженствования и оценивания
3. осознание и прерывание манипуляций
Значение памяти для человеческой жизнедеятельности
Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процесс ...
Социально-педагогические
аспекты развития личности
Важной категорией для понимания процесса развития ребенка во времени служит понятие социальной ситуации развития – определенного соотношения условий социальной среды и внутренних условий формирования личности.
Развитие характеризуется на ...
Психосоциальное развитие человека от рождения до школы:
младенческий возраст, ранее детство и возраст игры
Становления личности происходит на протяжении всей жизни. Первая психосоциальная стадия, по З. Фрейду, отвечает оральной фазе, охватывает первый год жизни, когда формируется ощущение дов ...