Сиблинговая позиция и ее влияние на личностные особенности ребенка и взрослого
Страница 1

Психология » Психология братско-сестерских взаимоотношений » Сиблинговая позиция и ее влияние на личностные особенности ребенка и взрослого

Первые идеи по поводу того, что личность ребенка зависит от его позиции среди братьев и сестер, принадлежат А. Адлеру. В настоящее время в англоязычной литературе появилось много исследований сиблинговой позиции, и все они носят характер, нет достаточно глубокого теоретического обоснования зависимости личности от сиблинговой позиции. Предполагается, что дети, Предполагается , что дети, рождаются в семье в определенной последовательности, сталкивается с подобным опытом и преодолевают его схожими способами, что приводит а формированию определенных навыков, состояний и свойств.

Итак, сиблинговая позиция (от английского siblings, sibs – братья и сестры в одной семье) – понятие, которое включает в себя формальные характеристики обстоятельств рождения данного человека: порядок рождения, пол и интервал между рождениями. Предположения о связи сиблинговой позиции с личностными особенностями носят вероятностный характер. Тем не менее, многие исследования доказывают, что сиблинговая позиция при прочих равных условиях определенно влияет на личность, супружеское и родительское поведение, взаимоотношения с друзьями, начальством и коллегами по работе.

Исходя из важной роли социального контекста в развитии личности, Адлер обратил внимание на порядок рождения, как основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни. А именно: если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних условиях, у них все же нет идентичного социального окружения. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей – все это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.

По Адлеру, порядок рождения (позиция) ребенка в семье имеет решающее значение. Особенно важно восприятие ситуации, что, скорее всего, сопутствует определенной позиции.

Эмпирические данные позволяют выделить и описать четыре вида позиций.

Единственный ребенок. Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что у него нет других братьев и сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит к частому соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм. Чаще всего – это успешный ребенок с развитыми интеллектуальными способностями, эгоистичный, с недостаточно развитыми коммуникативными навыками, с отсутствием навыков заботы. Люди в данной позиции имеют самые низкие значения потребности и аффилитации (принятии другими) и меньше других боятся совершить ошибку.

Первенец (старший ребенок). Согласно Адлеру, положение первенца можно считать незавидным, пока он = единственный ребенок в семье. Родители обычно переживают по поводу появления первого ребенка, поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было как полагается. Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие драматическим образом меняет положение ребенка взгляд не мир.

Страницы: 1 2 3

В психологии выделяется пять основных функций.
1. Прагматическая функцияобщения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. 2. Формирующая функцияпроявляется в процессе развития человека и становления его как личности. 3. Функция подтверждениясостоит в т ...

Практика логического обобщения выводов
Логика изучает мышление. Есть и другие науки, которые имеют его своим предметом исследования, например психология и физиология. Однако в логической науке мышлением интересуются лишь постольку, поскольку оно занимается рассуждением, доказа ...

Психология масс и анализ человеческого Я по Фрейду. Ле Бон и его характеристика массовой души.
Массовая психология рассматривает отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия или как составную часть человеческой толпы, в известное время и для определенной цели организующейся в массу. Явления, обнаруживающиеся в эти ...