Сиблинговая позиция и ее влияние на личностные особенности ребенка и взрослого
Страница 3

Психология » Психология братско-сестерских взаимоотношений » Сиблинговая позиция и ее влияние на личностные особенности ребенка и взрослого

В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата и сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач. Интересно отметить, что Адлер сам был средним ребенком в семье.

Второй ребенок имеет большую зависимость от взрослых и статусных фигур, чаще обращается за помощью, в большей степени ищет одобрения других, очень чувствителен к несправедливости, нечестности и к ошибкам, которые совершают другие по отношению к нему. Поскольку он из-за своего возраста вынужден считать себя менее ловким, малознающим по сравнению со старшим братом, но может проявить способности в областях, в которых не отличатся старший, например, в спорте, искусстве. Средние дети достаточно коммуникабельны, дипломатичны и успешно работают в группе.

Самый младший ребенок.

Младший ребенок находится в уникальной сиблинговой позиции в том смысле, что «никто не наступает ему на пятки», он всегда остается младшим и нередко сохраняет самоощущение всеобщего любимца до старости. Этот ребенок окружен заботой, поэтому его чувства безопасности, защищенности сохраняется во взрослой жизни. Дети, а позднее и взрослые в сиблинговой позиции – люди с явным преобладанием позиции – люди с явным преобладанием позитивных эмоций, хорошим чувством юмора, возможно, со склонностью к детским манипуляциям (с тенденцией обижаться, надувать губы, чтобы добиться своего). Что касается успешности и общей мотивации достижения, в литературе описываются два сценария. Младший ребенок из многодетной семью может иметь сильнейшую потребность в достижении цели, если он вступает в соревнование, а иногда и конкуренцию со старшими. Но если он чувствует себя абсолютно самодостаточным, «купаться в любви близких», то у него могут не сформироваться рабочие навыки усилия и преодоления, и, столкнувшись с взрослой жизнью, он может стать неудачником и даже алкоголиком. Люди в сиблинговой позиции «младшие» наименее успешны в брачных отношениях, реже выходят замуж (женятся), а в случае супружества их брак бывает кратковременным.

Адлер считал, что положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока «лишения трона» другим сиблингом, и, будучи «малышом» или «баловнем» семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер.

Во-вторых, если родители ограничены в материальных средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи.

В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.

Несмотря на это, младший ребенок обладает преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших сиблингов. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. Адлер иногда говорил о «борющемся младшем ребенке», как о возможном будущем революционере.

Страницы: 1 2 3 

Когда стресс приводит к перенапряжению
Стресс - (англ. stress — напряжение) — состояние напряжения — совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров) — холода, голо ...

Воззрения М.Я. Басова в области педагогической психологии
В 1923 г. появилась в печати книга М.Я. Басова «Воля как предмет функциональной психологии». Для педагогической психологии важнейшее значение имел развиваемый в ней тезис о регулирующей функции воли как особой форме организации психическо ...

Процедурная и декларативная память
Помимо фаз кратковременной и долговременной памяти, характерных для процесса запоминания, у человека существует два разных способа усвоения и запоминания информации в зависимости от того, что именно нужно усвоить. Процедурное знание – эт ...