Сущность и содержание понятия "профессиональная деформация"

Психология » Профессиональная деформация юриста и пути ее преодоления » Сущность и содержание понятия "профессиональная деформация"

Профессиональная деформация юриста - это негативное социальное явление, предстающее в виде самых разнообразных личностных поведенческих проявлений, оказывающих деструктивное влияние на процесс и результат служебной деятельности. Профессиональная деформация выступает как результат негативного воздействия на служащего, его профессиональную деятельность, социальных отношений, проблем, зависимостей в служебной иерархии, которые преломляются в субъектно-объектных характеристиках среды, ситуации, поведенческих актов сотрудником, а также выступает как результат нормативно-объектной и субъектной детерминации личности в конкретный момент жизнедеятельности. Профессиональная деформация юристов предстает как многоуровневая система адаптации личности к условиям профессиональной деятельности и как способ активного преобразования собственной жизнедеятельности в конкретной ситуации, в соответствии с психологическим опытом личности.

1. Под профессиональной деформацией личности юриста понимается негативное социально-психологическое проявление, которое направлено на деструктивное взаимодействие и взаимоотношение сотрудников. Одним из моментов профессиональной деформации юриста является то, что целью воздействия может быть патологическая редукция одного из его элементов. Речь, прежде всего, идет о редукции, инициирующей некую ошибочную схему, хотя и продуктивную в своей отправной точке - продуктивную в том понимании, что она позволяет личности юриста действовать только для своего блага, и позволяет ей развиваться соразмерно собственной позиции. Личность юриста с профессиональной деформацией нацелена на изменение рациональности партнера по взаимодействию до типологии собственной личности и, по существу, направлена на развитие негативных аспектов его психического опыта.

2. Психологическим механизмом профессиональной деформации юриста выступают негативные изменения психологического опыта личности под влиянием служебной деятельности. Психологический опыт - это не только нечто, что человек должен освоить, чтобы включиться в структуру социума, культуры, но и модель определенных адаптационно-компенсаторных возможностей юриста. Это форма потенций человека, это процесс интеграции общества в личности. Изменение психологического опыта в сторону снижения роли в служебной деятельности нравственных регуляторов гуманистической ориентации и доминирование жестких управленческих, административных норм, связано с формированием устойчивой эгоцентрической позиции с отсутствием четких нравственных доминант при повышении роли гедонистских мотивов. Данные негативные изменения психологического опыта под влиянием служебной деятельности определяют возникновение профессиональной деформации, ее особенности, структуру, динамику проявлений.

3. Процесс преодоления профессиональной деформации юриста возможен прежде всего как опосредованный (прямо или косвенно) личностью другого человека процесс возвращения личности к глубинной самобытности собственного миропонимания; отказ от системы навязанных и принятых ею жестких управленческих стереотипов служебного поведения, собственных систем подавления других людей; переосмысления оснований, этико-психологических парадигм собственного психологического опыта с его последующей переструктурализацией.

Функция побуждения. Мотивационный компонент. Мобилизационный компонент
Продолжительные и продолжающиеся споры вокруг вопроса о мотивирующей роли эмоций — о выполняемой ими функции побуждения . Полное отстранение эмоций от функции побуждения в значительной мере обессмысливает и производимую ими функцию оценки ...

Цивилизация как социокультурное образование, мера развития общества
Цивилизация – это культурная общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей. Особенности цивилизаций определяются характером социокультурного устройства общества. Хантингтон выделяет восемь современных ...

Дошкольные учреждения системы образования
Детские (логопедические) сады для детей с нарушениями речи оказывают массовую помощь детям с различными отклонениями речевого развития. Их основная задача — коррекция речевого на­рушения и подготовка к обучению в общеобразовательной школе ...