Роль ранней, средней и поздней зрелости в формировании человека
Страница 1

Психология » Эго-идентичность » Роль ранней, средней и поздней зрелости в формировании человека

Шестая психосоциальная стадия формально означает начало взрослой жизни. Это период браков и становления семьи. В течение этого биосоциального интервала люди, сориентированы на получение профессии и устраивания собственной жизни. Лишь теперь личность по-настоящему готово к интимным отношениям, как в социальном аспекте, так и в сексуальном. В это время у человека на одном полюсе находится интимность, а на другом – изоляция.

Под термином «интимность» теоретик понимает ощущение, которое мы обнаруживаем не только в супружеском варианте, но и к друзьям, братьям, сестрам, родителям и другим родственникам. Но он говорит и о «собственной интимности», то есть о способности «совместить воедино само идентичность с идентичностью к другому человеку без страха того, что что-то будет потеряно в себе». Именно этот аспект интимности рассматривают как необходимое условие крепкого брака. Впрочем, настоящее ощущение идентичности невозможно достичь до тех пор, пока не будет утвердиться стабильная идентичность. Для того чтобы находиться в интимных настоящих отношениях, нужно, чтобы человек осознал то, кто он, то есть имел полное представление о собственной Я-концепции. А вот в юношеской любви каждый пытается проверить свою идентичность, потому использует для этой цели другую личность. Это подтверждается такими фактами: юношеские браки в возрасте от 16 до 19 лет не такие длительные, как тех людей, кому за двадцать. В этом примере видится доказательство того, что большинство, особенно женщины, которые выходят замуж, имеют цель приобрести идентичность через другого человека и благодаря нему. Однако, отстаивая такой принцип, невозможно построить здоровые интимные отношения. Ведь человеческое Я в целом, без настоящего ощущения полнокровного связи с другим, будет существовать формально, отчуждено, депрессивно.

Известный основатель Эго-психологии рассматривает интимность шире и как что-то более значимое, чем просто сексуальная близость. Она в совершенных проявлениях интегрирует и эмпатию, и открытость, и способность доверяться другому. А главной опасностью на этой психосоциальной стадии является избыточное увлечение собой или избежание межличностных взаимоотношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверчивые взаимоотношения вызывает ощущение одиночества, социального вакуума и изоляции. Ведь такие люди взаимодействуют формально, склонные к поверхностному общению, отмежевываются от настоящего увлечения в отношениях.

Позитивная черта, которая связана с нормальным выходом из кризиса интимность-изоляция, - любовь. Это – способность доверять себя другому человеку, оставаться верным этим отношениям даже тогда, когда они нуждаются в уступках. Любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за партнера. С другой стороны, социальная связь на стадии ранней зрелости характеризуется актуализацией этических проблем. Настоящее моральное ощущение возникает тогда, когда мы осознаем ценность длительной дружбы и социальных обязанностей.

Седьмая стадия касается средних лет жизни. Ее основная проблема – выбор между производительностью и инертностью. Первая проявляется рядом с заботой человека не только за благосостояние следующего поколения, но и за состояние общества, в котором оно будет жить и работать. Следовательно, производительность – это забота старших о тех, кто придет им на смену. В этом случае ощущение самореализации у человека связано с позитивными достижениями ее потомков. Но производительность присуща не только родителям, но и тем, кто вносит что-то новое в воспитание и руководство процессом окультуривания потомков.

Если у взрослых людей способность к производительной деятельности настолько высока, что преобладает над инертностью, то появляется позитивная черта – забота. Она является психологической противоположностью безразличия и апатии. Забота возникает из ощущения, что кто-то или что-то имеет значение для человека. Она заключается в расширении взятых на себя обязанностей заботиться о других, результатах и идеях, к которым лицо проявляет интерес. Поэтому забота – это не только ощущение обязанности, но и собственное стремление внести что-то ценностное в жизнь потомков.

Те лица, кому не удается заняться производительным накоплением, постепенно переходят в состояние сосредоточения на самом себе, для которого главной целью жизни являются личные потребности и материальные выгоды. Эти люди не беспокоятся ни о ком, ни о чем, они лишь потакают своим желанием. С потерей производительности личность перестает функционировать как деятельный субъект общества; а жизнь превращается в удовлетворение потребностей.

Страницы: 1 2

Практическое исследование взаимоотношений в юношеском возрасте
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важная черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Семья являет ...

Гештальттерапия
Основателем ГТ является Фредерик Перлз, который начал заниматься ГТ около 1942 года. Благодаря сотрудничеству нью-йоркской группы, в состав которой, в частности, входили Лора Перлз и Пол Гудмен, в 1951 году были заложены теоретические осн ...

Классификации психодиагностических методик
Психодиагностика – и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога. Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила ...