Среди наиболее сложных, спорных и наименее разработанных проблем является вопрос о личности рецидивиста, причинах повторения преступления за короткий срок.

Разрабатывая другие проблемы (преступности, ее причин и профилактики), т.е. глобальные, не смогут не признать того, что действия, осуждаемые как преступные, всегда и везде совершаются людьми. Наказуемые деяния совершают мужчины и женщины, молодые и пожилые люди, гражданские и военные, умные и не очень, за что они в качестве правонарушителей подозреваются, становятся объектами оперативно-розыскной деятельности, разрабатываются, наказываются и ресоциализируются. Ученые, при разработке этой проблемы пользуются всем комплексом социальной методологии, психологии в т.ч. и специальной (типологии или изучение отдельного преступника). Психология вступает сейчас в тот этап своего развития, когда все более отчетливо видна потребность перехода от аналитического изучения отдельных психических функций, процессов и состояний к синтезу накапливаемых данных, к раскрытию качеств человека, к пониманию его как целостности. При этом в изучении человека как целого намечаются различные пути. В одних случаях предпринимаются попытки психические свойства и процессы, которые прежде изучались изолированно, рассмотреть в их взаимосвязях, т.е. представить их как некоторую единую систему. В роли целого здесь выступает индивид; его психологические качества рассматриваются в единстве с биологическими и социальными. В других акцент делается на сравнительном изучении психологических характеристик разных типов людей, выявлении различий между ними и определении специфических психологических особенностей каждого. Главной здесь по преимуществу является проблема психологии индивидуальности. Наконец, в-третьих, подход к выявлению интегральных качеств человека нацелен на изучение личности. Таким образом, когда речь идет о человеке как целостности, имеются в виду разные ее аспекты: в одних случаях - индивид, в других- индивидуальность (и тип), в третьих - личность. Конечно, все эти аспекты взаимосвязаны, но не тождественны.

Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность.

Данная работа посвящена проблеме личности рецидивиста и тех оснований, которые определяют ее свойства (в том числе психологические). Конечно, понятие “личность рецидивиста” относится к определенным свойствам, принадлежащим индивиду (нелепо было бы относить это понятие, например, к группе людей). При этом имеется в виду и своеобразие, уникальность индивида, т.е. индивидуальность. Однако понятие “индивид”, “индивидуальность” и “личность” не тождественны по содержанию, хотя и близки по объему. Каждое из них раскрывает специфическую сторону (или ряд сторон) индивидуального бытия человека.

Репрезентативные системы
Коммуникация начинается с наших мыслей, и мы используем слова, тон голоса и язык телодвижений для того, чтобы передать их другому человеку. А что такое наши мысли? Существует множество различных научных ответов, и все же каждому из нас хо ...

Роль и позиция терапевта в рационально-эмотивной терапии
Позиция психотерапевта, безусловно, дидактична и директивна: он разъясняет, убеждает, учит, он – авторитет, который опровергает ошибочные суждения, указывая на их неточность, произвольность и.т.д. Он апеллирует больше к разуму и логике, н ...

Мышление, как высший уровень познавательных процессов
Мышление[1] – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психологический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Оно возни ...