Концепция человека в современной психиатрии
Страница 1

Психология » Концепция современного человека в психиатрии » Концепция человека в современной психиатрии

Психиатрия – это разновидность преобразовательной психологии, основным вопросом которой является вопрос о психической норме и патологии [5]. Для психиатрии, рефлектирующей самое себя, – а только такая психиатрия является зрелой, достаточно развитой, – решение этого вопроса имеет принципиальное значение.

Для полноты рассмотрения истории вопроса необходимо иметь виду, что психиатрия и понятие психической нормы и патологии не всегда существовали под своим именем. До возникновения психиатрии как таковой психиатрическую функцию выполняли шаманы, жрецы, священнослужители, подвижники, а инициаторами психиатрических предписаний и понимания психической нормы и патологии выступали мудрецы и основатели религий.

Анализ истории вопроса и современной ситуации дает основания для вывода об относительности понятия психической нормы и патологии. Это означает, во-первых, что понятие психической нормы и патологии различно в различные исторические периоды, в разных географических регионах, в разных социально-психологических группах, во-вторых, что в современной ситуации не существует интегральной концепции психической нормы и патологии.

Современная концептуальная психиатрия представляет собой эклектический набор концепций психической нормы и патологии, разработанных на различных основаниях и понятийных языках. По принципу подхода к психической норме и патологии в этом наборе выделяется структура, состоящая из трех групп: панэтической, клинической и антипсихиатрической [1].

Основной тезис панэтической группы концепций заключается в том, что все люди психически ненормальны и страдают различными психопатическими состояниями. В качестве доказательства своего тезиса панэтическая психиатрия приводит наличную ситуацию человеческого бытия. Отчуждение, конфликтность, эксплуатация, преступность, войны, угроза глобального уничтожения и тому подобные явления, составляющие характерную и существенную черту наличной ситуации, представляют собой феномен психопатологии. В этой ситуации даже сам психиатр, включенный во всеобщую сеть патологической коммуникации, не может остаться незатронутым психопатологией. Единственным выходом, по мнению панэтистов, является этический стоицизм.

Антитезисом звучит основная идея антипсихиатрической группы концепций, состоящая в отрицании правомерности постановки вопроса о психической норме и патологии. По мнению антипсихиатристов, все люди психически нормальны, патологии вообще не существует. Негативные отношения между людьми нормальны – такова природа людей. Любые формы сознания и поведения, даже те, которые интерпретируются как патологические, нормальны, – это проявления свободы воли. Психиатрия, следовательно, – лженаука, средство подавления нестандартных личностей.

Своеобразным синтезом этих двух крайних точек зрения на психическую норму и патологию выступает клиническая группа концепций, дифференцирующая психическую норму и патологию на основе эмпирически сложившихся нозологий психических заболеваний и различных методик функционального диагноза. При этом неспецифическим, сквозным признаком психопатологии считается отклонение от общепринятых стереотипов жизненного, социального и ситуативного поведения. Неспецифическим признаком психической нормы, наоборот, считается общепринятый, приспособительный тип поведения. Клиническая группа концепций психической нормы и патологии является доминирующей в современной концептуальной психиатрии.

Чтобы лучше понять концептуальную психиатрию, необходимо рассмотреть ее в более широком историческом и логическом масштабе, на фоне преобразовательной психологии в целом. В преобразовательной психологии существуют два конструктивных направления: эзотерическая и житейская психологии [1].

Житейская психология – это психология человека как индивидуального существа, взаимодействующего с миром. Другими словами, это психология взаимодействия человека с миром и прежде всего человека с человеком. Целью этой психологии является оптимальное функционирование человека в структурах и процессах природно-социального мира. Для реализации такого функционирования необходимо достижение определенного, социально-нормативного уровня психического развития человека. Эта задача выполняется всей предметной, организационной и идеологической структурой житейской психологии, обеспечивающей процесс социализации человека. В житейской психологии развитие человека носит выраженный социализированный характер и является средством достижения оптимального функционирования.

Житейскую психологию можно назвать тривиальной, общеизвестной преобразовательной психологией. Высшим уровнем житейской психологии является этическая психология, предписывающая принципы оптимальных антропологических отношений. Реализация этической психологии означает освоение общечеловеческих ценностей на поведенческом уровне. Поскольку реализация этического поведения есть превосхождение существующего социально-нормативного уровня развития психики и означает своего рода избыток психической организации человека, то перед этическими людьми встает задача перманентного решения противоречий между общечеловеческими и локальными историческими, региональными, национальными и другими ценностями. Этическая психология является переходной ступенью (так называемая мезотерическая психология) от житейской к эзотерической психологии.

Страницы: 1 2 3

Выводы
Современный этап развития теории и практики психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей, что ...

Теоретические основы исследования образного мышления. Понятие о мышлении
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения ...

Психологические особенности коллектива
Основа успеха любой современной коллективной деятельности – отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации. Поведение, ориентирующееся на совместную деятельность, предполагает наличие определенных предпосыло ...