Итак, рассмотрев понятия «индивид» и «ситуация» в их взаимообусловленности и взаимовлиянии, вскрыв некоторые аспекты основных теорий, рассматривающих роль ситуации в определении деятельности индивида, хочу высказать свою точку зрения на данную проблему.

Необходимо сказать о том, что в психологической науке имеется ряд теорий, анализирующих порядок взаимодействия ситуации и индивида. Все также остаются дискуссионными вопросы, касающиеся того, что же определяет поведение индивида в определенной жизненной ситуации. Влияет ли сама ситуация на поведение и выбор индивида, либо это всецело зависит непосредственно от биологических внутренних предпосылок личности.

В процессе работы над темой, меня особенно заинтересовала и заставила задуматься психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда. Прежде всего я считаю, что Фрейд явно недооценивает роль сознания и социального окружения (ситуации) в процессе формирования и бытия индивида. Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы. Изучив теорию, меня особенно удивило что, по Фрейду, отличие невротика от здорового человека не имеет принципиального значения. Я считаю, что Фрейд неправомерно распространяет частные выводы своей клинической практики на человечество в целом, он возвел эти выводы в догму своей метапсихологии и провозгласил сексуальный инстинкт основной детерминантой человеческой деятельности. С этим нельзя согласиться в полной мере.

Таким образом, анализ психологической литературы позволяет говорить о том, что в процессе взаимодействия индивида и ситуации, прежде всего нельзя недооценивать уровень влияния второго понятия на первое. Поэтому при объяснении мотивации поведения индивида в жизненной ситуации необходимо учитывать не только биологический (внутренний), но и социальный (внешний) аспект.

Значение памяти для человеческой жизнедеятельности
Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процесс ...

Формирование ценностных ориентаций
Американский ученый Е. Берн выдвинул гипотезу о том, что человек формирует свои основные жизненные позиции, принимая важные реше­ния в отношении себя и других людей. Эти решения имеют фундамен­тальное влияние на весь ход его жизни. Берн п ...

Протагор
Протагор родился около 500 года до н.э. в Абдерах - в городе, из которого был родом Демокрит. Он дважды посетил Афины, второй его визит имел место не позднее чем в 432 году до н.э. Он создал кодекс законов для города Фурии в 444-443 годах ...