Стиль работы руководителя. Психологические типы руководителей и их краткая характеристика
Страница 1

Психология » Социально-психологические аспекты работы с кадрами в ОВД » Стиль работы руководителя. Психологические типы руководителей и их краткая характеристика

Криминальный мир сегодня - это мощная армия организованных группировок, технически оснащенных и берущих на вооружение последние достижения науки и техники и не жалеющих средств для осуществления своих замыслов. Противостоящая преступникам правоохранительная система должна быть в первую очередь более высоко организована в плане оперативного управления и подчинения.

Профессиональное мышление руководителя подчеркивает его способность глубоко и всесторонне анализировать сложнейшие явления и в кратчайший срок принимать научно-обоснованные решения. Например, начальник районного отдела внутренних дел обязан детально знать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, иметь достоверную информацию о состоянии преступности и ее тенденциях, о характере и особенностях работы структурных подразделений (отделениях уголовного розыска, отделениях по экономической преступности, ГИБДД и т.д.), систематически изучать состояние и результаты оперативно-служебной деятельности этих подразделений. Руководитель ОВД должен не просто накопить большой объем профессиональных знаний, главное - научиться самому добывать эти знания, не только из литературных источников, но и из динамических изменяющихся социальных явлений. [4]

Важна роль инициативы и самостоятельности руководителей в принятии управленческих решений, поскольку основой руководства в системе органов внутренних дел является единоначалие, которое исключает обезличивание руководства, обеспечивает организованность и наиболее полное развертывание организаторских способностей руководящего состава. В соответствии со спецификой управления в сфере охраны общественного порядка вся деятельность конкретного органа подчинена одному лицу, несущему полную персональную ответственность за всю его деятельность.

Значительное место среди требований, предъявленных к руководителю, занимает умение использовать властные полномочия, возлагаемые на него служебным положением. Идеальной формой руководства является сбалансированное сочетание заслуженного авторитета, опыта и властных полномочий. Руководитель органа или подразделения внутренних дел обязан при любых обстоятельствах умело использовать властные полномочия, контролировать свое поведение, владеть своим настроением и чувствами, быть примером для подчиненных. "Особое значение для начальника имеет способность сдерживать себя от приступов гнева. При сильном возбуждении любой человек может наделать много ошибок. Некоторые руководители оправдывают себя, ссылаясь на свойство характера, вспыльчивость. Несдержанность - просто плохая привычка, с которой можно и нужно бороться. Необходимо только не позволять себе распускаться, нужно постоянно сдерживаться, мобилизуя на это всю свою силу воли". [5]

Деятельность руководителя нельзя рассматривать в отрыве от работы подчиненных. В правоохранительных органах отношения между начальником и подчиненными регулируются дисциплинарным уставом, который определяет систему взаимоотношений, основанную на дисциплине, применительно к воинской, т. е. и сознательное соблюдение порядка и правил, установленных законами и уставами. Устав предписывает начальнику своевременно предупреждать проступки подчиненных, выявлять их причины, а также создавать нетерпимое отношение к нарушителям дисциплины.

Для решения задач, стоящих перед органами внутренних дел, требуется исключительная моральная и физическая выдержка, а дисциплинированность, как черта характера, становится особенно необходимой. Отношения между людьми делятся на позитивные и негативные. Позитивные отношения (интерес или любовь к работе) активизируют психические и физические силы человека, повышают трудовую активность; негативные (нелюбовь к профессии, обязанностям) наоборот тормозят способности личности и ведут к резкому снижению интенсивности деятельности. Одним из видов отношений являются отношения подчиненных и руководителя. Люди сознают или чувствуют, что от отношения начальника зависит их социально-психологический статус в коллективе, личный авторитет, служебное продвижение, получение специального звания и т.д. Люди вольно или невольно озабочены тем, чтобы расположить к себе руководителей: одни - подхалимством, другие - путем добросовестного труда, честным отношением к делу. Одно из основных задач руководителя состоит в регулировании взаимоотношений между людьми, в процессе совместной деятельности. Вместе с тем, начальнику следует, прежде всего, оценить собственное отношение к подчиненным, к обязанностям, к себе, и в случае необходимости корректировать их в интересах лучшего исполнения своих функциональных обязанностей. [6]

В отношениях с подчиненными руководителю следует быть объективным, справедливым, предъявлять ко всем одинаковую требовательность, оценивая каждого из них, прежде всего, по отношению к делу, по результатам работы. Ни при каких обстоятельствах руководителю нельзя создавать вокруг себя группу "любимчиков". Это всегда восстанавливает против него всех других членов коллектива и отрицательно сказывается на его авторитете. Свои отношения с подчиненными руководитель обязан строить на основе товарищества, доброжелательности и справедливости, видеть в каждом подчиненном человека, считаться с материальными и духовными потребностями подчиненных, в противном случае у подчиненных может возникнуть чувство неудовлетворенности, мешающее им работать, повышать свое мастерство.

Страницы: 1 2 3

Психологические особенности коллектива
Основа успеха любой современной коллективной деятельности – отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации. Поведение, ориентирующееся на совместную деятельность, предполагает наличие определенных предпосыло ...

Упражнение 2. «Монолог с двойником»
Это упражнение помогает членам группы развить спонтанность и предоставляет возможность попрактиковаться в умении быть двойником. Упражнение может также дать материал для психодраматического представления. Кто-то вызывается первым встать в ...

Как строить взаимоотношения?
Существует четыре ключа к налаживанию согласованных и благополучных взаимоотношений: ü Целенаправленное общение – общение с целью понять и быть понятым. ü Правильное понимание – понимание, высокая оценка и уважение наших разли ...