Специальные проблемы психологического консультирования. Психологическое консультирование при алкоголизме
Алкоголизм – одна из важнейших социальных проблем современности, одна из труднейших медицинских проблем, и одна из самых сложных проблем психологической и психотерапевтической практики.
При выдвижении на первый план психологических факторов перед биологическими, многократно возрастает роль психологического консультирования по этим проблемам. Выбор способов конкретной помощи алкоголику зависит от осведомленности консультанта в проблеме алкоголизма, от его взгляда на этиологию алкоголизма и личность алкоголика…Консультант обязан осознать свое отношение к алкоголику и алкоголизму и истоки возникновения этого отношения».[10] Стратегия и тактика работы консультанта во многом обусловлены пониманием причин алкоголизма. Р. Кочюнас приводит варианты такой обусловленности.[11] Некоторые консультанты понимают алкоголизм как вредную привычку, порок, слабость характера. Консультант при таком подходе прямо говорит, что он думает об алкоголизме и алкоголиках вообще и конкретно о клиенте, а также разъясняет, что тот должен сделать. Следует перестать пить, начать заботиться о семье, найти хобби. Услышав это от «авторитетного» специалиста, алкоголик может на некоторое время прекратить пить и сделать попытку «начать новую жизнь». Тем не менее, как отмечает Р. Кочюнас, проблема остается. И, спустя некоторое время, клиент снова начинает пить.
Консультанты, которые видят причины пьянства в жизненных заботах, в стремлении убежать от трудной и болезненной реальности, всю свою энергию направляют на раскрытие трудностей и проблем, избегаемых клиентом. И большинство алкоголиков охотно говорят о своих трудностях. Это нередко вызывает сочувствие, желание помочь. Добродетельность консультанта иногда приносит хороший непосредственный эффект, но не надолго. Алкоголик будет стараться привлечь на свою сторону консультанта, чтобы сделать его безопасным и через какое-то время продолжить пить.
Проблема отчетливо превращается в личностную, когда консультанты принимают во внимание внутренние конфликты клиента-алкоголика, выражающиеся в страхе перед самим собой. У многих алкоголиков неадекватно заниженная самооценка. И безмерное пьянство – это способ нанести себе вред, способ выразить ненависть к самому себе. Такая самооценка также выражается в высокой чувствительности к критике. Критика вызывает закрытость алкоголика. Как ни трудно, но консультанту, который хочет добиться хоть какого-то позитивного эффекта от консультирования алкоголика, придется увидеть в нем человека со своими желаниями, страхами, характером и будущим. Низкая самооценка сказывается и в страхах по поводу своей потенции, присущих очень многим из алкоголиков. На почве алкоголизма и проведения времени в однополом обществе у алкоголика могут развиться еще и страхи по поводу возможного гомосексуализма.
Раскрыть содержание своей внутренней жизни алкоголику нелегко и представляется рискованным. Клиент, столкнувшись с тем, что у консультанта появилось знание о тайных уголках его жизни, может начать агрессивно нападать на консультанта. Агрессию вызывает и недостаточное внимание по отношению к внутреннему миру алкоголика. Такая двойственность выражает специфическую проблему консультирования алкоголиков: что бы консультант ни делал, все оказывается неудачным, и клиент снова оказывается в обществе бутылки.
В работе с алкоголиками, консультанту стоит осознать две вещи:
1) собственную профессиональную напыщенность или склонность к ней время от времени, перестать ждать благодарности;
2) осознать, что алкоголик склонен специально превозносить консультанта, для того, чтобы потом «взорвать пузырь его тщеславия». Самолюбие консультанта будет задето в гораздо меньшей степени, если он будет знать о такой особенности манипуляций и сопротивления консультированию со стороны алкоголика.
Консультант должен учитывать деструктивность алкоголика по отношению к самому себе. Сопротивляясь консультанту, алкоголик избегает самопонимания. А самодеструктивная тенденция – это, видимо, сущность проблемы алкоголизма. Не осознав стремления к саморазрушению, клиент не поймет причины своего пристрастия к алкоголю. Очень важно, как говорить об этом. Алкоголик и сам знает, что разрушает себя, свою семью и жизнь близких. Подчеркивать следует лишь умышленных, хотя отчасти и неосознанный характер стремления к саморазрушению. Консультант должен не только объяснить смысл теперешних действий клиента, но и предсказать его поведение после прекращения консультирования. Предвидение, основанное на реалиях жизни клиента, предоставит ему определенную точку отсчета – когда многое из того, о чем говорил консультант, начнет сбываться, клиент сможет спокойнее посмотреть на свое прошлое без излишней озлобленности или вины. Подобная тактика консультанта гораздо эффективнее, чем морализирование.
Работать с алкоголиком можно только, когда он не пьет. Консультанту следует учитывать амбивалентный характер отношений с алкоголиком: алкоголик одновременно, зависит от консультанта, и, одновременно же враждебен к нему. Консультант, также должен разобраться в своих реакциях контрпереноса (переноса содержаний своего внутреннего мира на мир клиента). При работе с алкоголиками нередко возникает чувство безнадежности. Консультант должен четко осознать, что он может помочь алкоголику стремиться к трезвости, но не может заставить его бросить пить. Клиент только собственными усилиями может бросить пить, и выработать какой-то конструктивный стиль жизни.
Описание акцентуаций по Леонгарду
Демонстративный тип.
Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения.
Педантичный тип.
Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании ...
Специальные учреждения для детей школьного возраста
В зависимости от тяжести речевого нарушения дети школьного возраста получают разного вида логопедическую помощь. Слабо выраженные, частичные (парциальные) нарушения преодолеваются на занятиях в логопедическом кабинете. Логопедические з ...
Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности.
Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «ситуации», «общества», «объективной» и «внешней» детерминации
развития личности, как бы ни различались их позиции в интерпретации всех этих понятий, находят множество аргументов в п ...