Консультирование при
переживании утраты. Наиболее типичными причинами
переживания горя при утрате являются смерть близкого человека и развод.Страница 2
Консультант не должен заглушать процесс скорби еще и потому, что она «работает» как защитный механизм личности. Скорбь дает человеку время, чтобы заново оценить себя и окружающий мир. Поэтому консультант должен позволить клиенту использовать отрицание и другие защитные механизмы.
С окончанием работы скорби, личность начинают занимать новые люди и события. Консультанту нужно знать, что теперь умерший живет в душе близкого, оставшегося жить и незримо помогает ему. Таким образом, чувство идентичности успешно модифицируется.
Главная работа для консультанта – это слушать. Активное слушание как прием, разработано К. Роджерсом, и имеет неоценимое значение при консультировании практически по всем видам личностных проблем. Это слушание обеспечивается эмпатией, как способностью сопереживать, и рефлексией, как способностью понимать позицию другого человека.
Клиенту нужно предоставить возможность выражать любые чувства. Нужно относиться к ним без предубеждения. И постепенно, скорбящий переживет горе, а не «загонит» его в дальние уголки своего внутреннего мира.
Об утрате можно говорить и при разводе. Развод порождает схожую динамику переживания, так как является смертью отношений. При современных разводах, когда брак даже не регистрировался, развод может произойти в считанные минуты, и отношения будут лишены хотя бы некоторой постепенности разрыва. К разводу также применима модель Э. Кюблер-Росс, предполагающая чередование стадий работы горя. Они несколько по иному представлены, так как речь идет о живых партнерах, отношения которых, иногда, можно возродить. На первой стадии происходит отрицание. Переживший развод может говорить о том, что ничего особенного не случилось, что все хорошо, и, даже о том. Что произошло освобождение. На второй стадии наступает озлобленность, чаще всего, по отношению к партнеру. Эта озлобленность наступает из-за сильной душевной боли. На третьей стадии, бывшие супруги могут попытаться вступить в переговоры, которые нередко обеспечиваются взаимными манипуляциями, вплоть до новой беременности. Иногда, привлекаются третьи лица или государственно-общественные структуры для того, чтобы вернуть супруга (супругу) в семью. На четвертой стадии наступает депрессия. Личность чувствует себя неудачником, снижается самооценка, уменьшается доверие к людям. На пятой стадии наступает адаптация. Когда консультант встречается с клиентом на любой из вышеозначенных стадий, то его основная задача – помочь клиенту перейти на стадию адаптации к изменившимся условиям жизни.
В ситуации возникающей после развода, главными проблемами могут стать: научиться жить без супруга, научиться преодолевать одиночество, сексуальные проблемы.
Консультант помогает клиенту преодолевать и выстраивать отношение к одиночеству и уединению, к построению новых отношений, в том числе и сексуальных, помочь урегулировать на психологическом уровне взаимоотношения бывших супругов по поводу встреч с детьми и др.
История становления понятия «симпатия»
Симпатия (от греч. sympatheia - влечение, внутреннее расположение) - это устойчивое положительное отношение к кому- нибудь или чему-нибудь , проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию вн ...
Конфликтный аутотренинг: гипотеза и теории
Связь понимает импульс, что отмечают такие крупнейшие ученые как Фрейд, Адлер, Юнг, Эриксон, Фромм. Конформность, по определению, неумеренно дает эгоцентризм, и это неудивительно, если речь о персонифицированном характере первичной социал ...
Профилактика конфликтов
Профилактика конфликтов – совокупность направлений, методов управления организацией, которая уменьшает вероятность возникновения конфликтов.
Профилактические работы необходимо проводить как до, так и после возникновения конфликта. Сущнос ...