Творческая самореализация как проявление психологического здоровья студенческой молодежи
Страница 2

Психология » Творческая самореализация как проявление психологического здоровья студенческой молодежи » Творческая самореализация как проявление психологического здоровья студенческой молодежи

Изучая работы, мы выделили условные критерии креативности, теоретической основой которых есть рассмотренные выше концепции творчества (В.В. Моляко, В.В. Клименко, Я.А. Пономарев, О.И.Кульчицкая, А.Маслоу, К. Роджерс): ценностно-смысловое отношение к творчеству, признание себя творческой личностью, наличие в описанных случаях определенной проблемной ситуации, которая нуждалась в решении и пути ее нестандартного решения, наличие описанных моментов "инсайта", состояния вдохновения; преобладание внутренней мотивации к творчеству, осознанию эмоций и чувств. В обработке работ выделялись текстовые элементы, которые имели отношение к выделенным критериям, исследовалось как часто они встречались в рассказах студентов.

Исследования проводилось в рамках преподавания дисциплины "Основы психологии и педагогики" в 2005-2007г. Студентам 2-го курса факультета радиоэлектроники, 3-го курса факультета машиностроения и 3-го курса факультета менеджмента ВНТУ было предложено описать случаи из своей жизни, когда они проявляли себя творчески, занимались любимым делом, ощущали увлеченность, вдохновение, возможно, находили выход из нестандартной ситуации, связанной с техническим творчеством или же раскрывали свои способности в каком-то направлении искусства. В случае, когда студенты высказывали сомнения относительно собственных творческих способностей и возможности припомнить данные случаи, им рекомендовалось припомнить что-то из детства, когда они фантазировали, выгадывали, мечтали.

Было проанализировано 70 работ, из которых 35 - работы студентов факультета радиоэлектроники, 15 работ машиностроительного факультета и 20 работ студентов факультета менеджмента.

Цель исследования: изучение личностного опыта студентов в процессе творчества и их представление о себе как творческих личностей как предпосылку психологического здоровья.

В частности, нас интересовало отношение молодежи к творчеству, принятие студентов себя как творческих личностей, место творчества в контексте их настоящей жизни, возможности и потребность самореализации, которая в свою очередь, разрешит нам строить заключения о состоянии психологического здоровья молодых людей. Также обращалось внимание на виды творческих вкусов студентов технического вуза, возможности реализации своих вкусов, глубину рефлексии личностного опыта. Прогнозировалось, что предложенная работа поможет молодежи актуализировать творческий потенциал, обратиться к собственным ресурсам, осмыслить внутренний личный опыт, который будет оказывать содействие ее психологическому здоровью.

Страницы: 1 2 

Аналитическая интроспекция
Ученик В. Вундта Эдвард Брэдфорд Титченер (1867-1927) помимо ощущений и чувствований считал элементами сознания ещё и представления («следы прежних ощущений»). Он предлагал более строгий метод интроспективного анализа – метод аналитическо ...

Современная точка зрения на девиантное поведение
Новейшие теории девиации делают акцент на характере общества и стремятся выявить в какой мере оно заинтересовано в сознании и сохранении девиации, делая акцент на исправлении не какого-то конкретного человека, а всего общества. Изучение ...

Психология взаимоотношений и психическое развитие детей в многодетных семьях
Многодетной называется семья, количество детей в которой пятеро и больше. В Советском Союзе многодетность поощрялась (в виде наград – орденов и медалей), так и практически (в виде денежных пособий и предоставления жилья). Многодетность в ...