Механизмы нарушения процесса саморегуляции
Страница 1

Психология » Работа с неврозами в гештальт-терапии » Механизмы нарушения процесса саморегуляции

Больным неврозом является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающийся от реализации своего «Я», направляющий все свои усилия на реализацию «Я»-концепции, создаваемой для него другими людьми — прежде всего близкими — и которую он со временем начинает принимать за свое истинное «Я». Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне, приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.

Гештальтисты различают 5 механизмов нарушения процесса саморегуляции, которые представляют собой "изматывающие, хронические, ежедневные вмешательства в процессы роста и самопризнания": интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция [2].

1. Интроекция.

При интроекции чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей усваиваются человеком, не ассимилируются с его личностью, т.е. являются чуждыми для личности.

Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения.

Два основных результата интроекции следующие:

- во-первых, интроекты препятствуют вступлению индивидуумов в контакт с их собственной действительностью, так как индивидуумы должны все время бороться с чуждыми им комплексами;

- во-вторых, интроекты могут быть несовместимыми друг с другом; в этом случае они способствуют распаду личности.

2. Проекция

является оборотной стороной интроекции, причем, как правило, эти два механизма дополняют друг друга. При проекции человек отчуждает присущие ему качества. Образующиеся в результате проекции «дыры» заполняются интроектами.

Проекция характеризуется тенденцией рассматривать как элемент окружающего мира то, что фактически является частью «Я». Проекция может иметь место на двух уровнях:

- на уровне, связанном с внешней окружающей средой;

- на уровне, связанном с «Я».

При проецировании люди переносят на других те личные черты, которые им не нравятся и которые они не считают ценными, при этом они не признают и не рассматривают данные тенденции в них самих. Проекции связаны с интроектами, так как люди обычно обесценивают себя, соотнося с интроецированными "Я-стандартами", чьи неприемлемые производные затем проецируются на окружающую среду.

При слиянии проекции и интроекции человек недостаточно четко разграничивает свое «Я» и окружающий мир или вообще не ощущает никакой границы между «Я» и окружающей средой. Такие люди не способны устанавливать с окружающими хороший контакт, в тем более отступать там, где это уместно, они требуют от других сходства и отказываются терпимо относиться к существующим различиям. Примером могут служить родители, которые отказываются рассматривать своих детей как личностей, отличных от них самих.

3. Ретрофлексия

— «поворот на себя» — наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для внешней среды, направляется на самого себя. Примером могут служить агрессивные чувства, которые трансфрмируются в мышечные зажимы, аутоагрессию. Когда люди "ретрофлексируют", они "переадресовывают" свою активность внутрь и заменяют собой окружающую среду, таким образом делая себя собственной мишенью.

Ретрофлексия является патологической лишь в том случае, если она является хронической, привычной и неконтролируемой.

4. Дефлексия

— это уклонение от реального контакта. При дефлексии человек избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций и т. п.

5. Конфлуенция

, или слияние, выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие люди с трудом отличают свои мысли, чувства или желания от чужих [2].

Резюмируя мысли о механизмах нарушения процесса саморегуляции, Перлз приводит краткие характеристики поведения людей:

- "интроектор" делает то, что от него ждут другие;

- "проектор" делает по отношению к другим то, в совершении чего по отношению к самому себе он их обвиняет;

Страницы: 1 2

Шкала наименований
Шкала наименований получается путем присвоения "имен" объектам. При этом нужно разделить множество объектов на непересекающиеся подмножества. Иными словами, объекты сравниваются друг с другом и определяется их эквивалентность — ...

Физиологические механизмы эмоций
Наряду с работами, для которых вопрос о физиологических механизмах эмоций является естественным продолжением вопроса об условиях их возникновения, приводящих эти механизмы в движение, существует целый ряд теорий, для которых этот вопрос я ...

Психическое развитие подростка
По сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Если эмоции младших школьников носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, то эмоции подростк ...