Место родного языка в философско-дидактичесой концепции Я. А. Коменского
Страница 2

Психология » Ян Амос Коменский как выдающийся педагог и психолог эпохи Возрождения » Место родного языка в философско-дидактичесой концепции Я. А. Коменского

Являясь, горячим патриотом, Коменский вместе с тем последовательно выступал и за право на развитие других народных языков — «родных языков всех народов, чтобы всякое дыхание все более и более хвалило Господа». Вежде была заложена глубокая мысль о целесообразности и важности развития и расцвета различных национальных языков и культур. Поэтому и пансофия, по его мнению, должна преподаваться не только на латинском языке, но и «на собственном (родном) языке каждого народа» писал Коменский в «Прелестнике всеобщей мудрости».

Мысли о родном языке, о его широкой функциональной нагрузке составляют неотъемлемую и существенную часть общей пансофической философско-дидактической концепции Я А. Коменского. Они тесно смыкаются и переплетаются с его общими мировоззренческими, богословскими, социальными и дидактическими положениями и принципами: познаваемость мира; роль образования в развитии общества и личности; принцип природосообразности в обучении, включающий в сей учет национальности ученика; последовательность этапов обучения — школа родного языка как база и предпосылка дальнейшего образования на латыни и изучения иностранных языков; демократизм и гуманизм; сочетание патриотизма и общечеловеческих интересов.

Он стремится уничтожить пороки тогдашней системы: догматизм, вербализм, схоластическое мышление, зубрежку. Принцип универсального обучения «всех всему» носил у Коменского гуманистический характер. Придерживаясь этого принципа, он требовал, чтобы в школе царил дух доброжелательного отношения к учащимся, для которых пребывание в школе должно доставлять радость, а учение должно быть «успешным, легким, кратким и основательным».

Эти требования составляют сердцевину стройной системы дидактики Коменского. Он обосновал преимущество школьного обучения по сравнению с семейным. Являясь «мастерской гуманности», школа, по Коменскому, включает четыре ступени обучения с учетом возрастных способностей детей:

1) материнская школа (воспитание в семье до 6 лет под руководством матери; школа родного языка, или элементарная школа);

2) с 6 до 12 лет — школа с изучением родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтением Священного Писания, знакомством с важнейшими ремеслами;

3) в возрасте с 12 до 18 лет способные учащиеся посещают латинскую школу или гимназию;

4) академия, высшая ступень обучения, в которой учатся с 18 до 24 лет.

Академия должна иметь три факультета: богословский, юридический и медицинский. Вся система школьного образования у Коменского характеризуется четкостью и завершенностью. Он осуществляет принцип единой школы, которая должна приносить людям счастье и радость.

Существенное внимание уделяется Коменским философии. У Коменского «всеобщая мудрость», или пансофия, являясь сердцевиной мировоззрения, дает исчерпывающее знание всей предметной действительности, указывает на ее органическую и логическую связь. Философия должна «служить живым отражением мира, где всё было бы одно с другим связано». Философские проблемы Коменский тесно связывал с теорией и практикой педагогики, в частности с вопросами воспитания, методики, дидактики. Будучи «царицей наук», философия у Коменского выступает «матерью педагогики», «альфой и омегой» всей его педагогической системы.

Страницы: 1 2 3 4

Заключение.
Развитие человека – неравномерный процесс становления разных психических функций, способностей, формирования характера и личности. В этом процессе важно учитывать как генетические возможности человека, так и воздействия среды, общества и ...

Феномен конформизма и его значение в области маркетинга и рекламы
Профессионалы в области маркетинга уделяют социальной психологии особое внимание, так как именно эта область психологического знания позволяет им глубже и качественнее понимать особенности и механизмы взаимодействия людей в группе. Практ ...

Сравнительные результаты экспериментальной группы, после проведения работы по повышению самооценки.
Таблица № 7 Группы «А» «В» «С» «D» Контрольная группа до эксперимента 0 41% 23,5% 35,5% Контрольная группа после эксперимента 0 41% 35,5% 23,5% Сравнивая результаты экспериментальной и ...