Восприятие и понимание в структуре межличностного общения
Социальная перцепция – процесс, возникающий при межличностном взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого. Включает: – познание себя в процессе общения (через рефлексию), – познание и понимание людьми друг друга (через идентификацию, эмпатию, аттракцию), – прогнозирование поведения партнера по общению (через каузальную аттрибуцию).
Воспринятые элементы физического облика, внешности или экспрессии выступают многозначными сигналами, поясняющими, кто этот человек по национальности, возрасту, опыту, что он чувствует в данный момент, как настроен, каков уровень его культуры и эстетических вкусов, уверен ли он в себе, общителен ли и т.д. Образ – представление о другом человеке – формирует определенную установку по отношению к данному человеку, определяет эмоциональное и познавательное отношение к нему, направляет поступки, т.е. выступает регулятором поведения по взаимодействии с этим человеком.
Формирование образа и его структура зависит и от особенностей воспринимаемого, и от ситуации, от уровня развития человека, опыта взаимодействия с людьми, возраста и пола, наблюдательности, начитанности и др. факторов. В особенности: фактор превосходства, фактор привлекательности, фактор отношения к наблюдателю.
Первое впечатление не лишено ошибок, и наиболее типичные из них: «эффект ореола»; проецирование, эффект снисходительности, эффект стереотипизации. Один из способов усвоения и переработки информации – сличение вновь поступившей информации с социальными эталонами и стереотипами, которые вырабатываются обществом, являясь честью культуры, усваиваются человеком с детства. Процесс образования стереотипов неизбежен и направляется различными видами искусства, литературой, группой, в которой находится человек и чье влияние испытывает.
Рациональное понимание – это накопление, систематизация вербализированных знаний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального соответствия суждений, оценок, представлений о человеке по его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам. Главная задача – понимание мотивов, позволяющее оценивать поступки людей и прогнозировать их поведение.
Путь логического, рационального познания может быть представлен как интерпретация, выступающая в форме суждения, рассуждения, диалога, наррации; состоящая из логического, языкового, практического компонентов; реализующаяся через механизмы узнавания, вспоминания, уподобления, постановки гипотез, объединения и объяснения, интуиции, рефлексии, эмпатии.
Каузальная атрибуция является одним из способов интерпретации и заключается в приписывании причин поведения других людей. Может быть личностной, обстоятельной, стимульной.
Национальный стереотип – инструмент политики; упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко переносимый на всех представителей этой группы. Причины их возникновения – общая тенденция к упрощению, игнорированию индивидуальных различий.
Наряду с социальными стереотипами служат частично неосознаваемым фундаментом сохранения социальной и психологической дистанции между людьми. Сокращая путь анализа, раздумья, оценивания, они нередко вносят искажения в процесс взаимопонимания между людьми, способствуя возникновению предрассудков – необоснованных негативных представлений о других людях, не меняющихся даже при наличии убедительных свидетельств того, что данные суждения несправедливы, ошибочны. Предрассудки – это экономичный способ мышления; их «запускает» тревожность, угроза чувству безопасности.
Основные этапы развития формальной логики
Формальная логика в своем развитии прошла два основных этапа. Начало первого этапа связанно с работами древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), в которых впервые дано систематическое изложение логики. Логику А ...
Кризис 30 лет
Приблизительно в возрасте тридцати лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главны ...
Изучение мотивации и мотивов человека.
Выполнение задач, стоящих перед психологической наукой, в известной мере зависит от того, насколько успешным будет изучение различных сторон человеческой активности, закономерностей ее изменения и возможностей регулирования в нужном напра ...