Стандартизация

Психология » Психодиагностика » Стандартизация

Стандартизация теста подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий. Для того чтобы показатели, полученные разными людьми, были сравнимы, условия тестирования должны быть одинаковыми для всех. Такое требование – всего лишь конкретное применение принципа контроля условий любого научного наблюдения. В тестовой ситуации единственной независимой переменной часто оказывается сам обследуемый. Чтобы обеспечить единообразие условий тестирования, создатель теста даёт подробные указания по проведению каждого вновь разработанного теста. Формулирование таких указаний – важная часть стандартизации нового теста. Она включает точные указания, относительно используемого стимульного материала, временных ограничений, устных инструкций испытуемому, пробных образцов заданий, допустимых ответов на вопросы обследуемого и других тонкостей проведения теста. На выполнение некоторых тестов может влиять множество других, не столь очевидных факторов. Например, зачитывая вслух инструкцию или задание, нужно принимать во внимание тон голоса, скорость речи, интонацию, паузы и выражение лица [1, с. 20]. Не последнее место по значению занимает социокультурная адаптированность теста. Это означает соответствие тестовых заданий и оценок, которые испытуемый получает по этим заданиям, особенностям культуры, сложившимся в том или ином обществе, где данный тест используется, если он заимствован в другой стране. Если тест повторно используется в условиях, которые существенно отличаются от тех, где он был первоначально создан, то почти всегда требуется соотнесение этих условий друг с другом или адаптация теста к новым условиям.

Другой важный этап в стандартизации теста – установление норм. Норма теста – это средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик. Психологические тесты не имеют заранее определённых стандартов их успешного или неуспешного выполнения; критерии выполнения каждого теста устанавливаются опытным путём. В большинстве случаев тестовый показатель индивидуума выявляется на основе сравнения с оценками, полученными по данному тесту другими людьми. Норма теста обычно определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определённого возраста и пола и усреднения полученных оценок с их последующим разделением по возрасту, полу и ряду других показателей. Эта группа людей называется выборкой стандартизации и служит для установления норм [1, с.21]. Всякая норма обычно со временем изменяется вместе с естественными изменениями, которые с годами происходят в психологии людей, поэтому есть правило, согласно которому нормы теста, особенно интеллектуального, должны пересматриваться, как минимум один раз в пять лет.

Психологический тест характеризуется не только как стандартизированное, но и как объективное измерение различных качеств и свойств. Степень объективности теста зависит от того, в какой мере процедура тестирования, вычисление первичных оценок по тесту и их трактовка независимы от субъективных суждений лица, проводящего тестирование. Теоретически у любого человека оценка по тесту должна быть одной и той же, независимо от того, кто проводит эксперимент, но на практике абсолютная объективность недостижима. Составители тестов стремятся создать приемлемый уровень объективности, что составляет одну из целей при конструировании тестов.

Психология масс и анализ человеческого Я по Фрейду. Ле Бон и его характеристика массовой души.
Массовая психология рассматривает отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия или как составную часть человеческой толпы, в известное время и для определенной цели организующейся в массу. Явления, обнаруживающиеся в эти ...

Психодиагностические задачи
Общая психодиагностика в известной степени отвлекается от специфических диагностических задач, возникающих в различных частных областях психодиагностики. Однако психодиагност должен представлять себе эти задачи, поскольку они существенно ...

Метод изучения объёма внимания
Объем внимания характеризуется числом объектов, воспринимаемых одновременно в весьма ограниченный отрезок времени. Для изучения объема внимания используются две группы методов: 1) основанные на предъявлении букв, цифр, фигур; 2) основанны ...