Тесты-опросники
Страница 3

Психология » Психодиагностика » Тесты-опросники

Выдвигаются три основных принципа, лежащие в основе проективного исследования личности:

· исследование направлено на уникальное в структуре или организации личности; личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень способностей или черт;

· личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта;

· эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в структуру внутреннего мира индивида; каждое новое действие, эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности [3, с.131].

Существуют признаки общие для всех проективных методик: неопределённость, неоднозначность используемых стимулов, отсутствие ограничений в выборе ответа, отсутствие оценки ответов испытуемых как "правильных" и "неправильных". Проективные тесты могут быть бланковыми опросными и рисуночными. Предлагают также следующую их классификацию:

1. Конститутивные методики (структурирование, оформление стимулов, придание смысла);

2. Конструктивные методики (создание из оформленных деталей осмысленного целого);

3. Интерпретационные методики (истолкование какого-либо события, ситуации);

4. Катартические методики (осуществление игровой деятельности в организованных условиях);

5. Экспрессивные методики (рисование на свободную или заданную тему);

6. Импрессивные методики (предпочтение одних стимулов другим);

7. Аддитивные методики (завершение предложения, рассказа, истории, ситуации);

8. Семантические методики (эмоциональное отношение к объекту как выражение личностного смысла) [4, с.13].

В типичных случаях проективные методики – это методики замаскированного тестирования, поскольку обследуемый человек редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам. Проективные тесты характеризуются также глобальным подходом к оценке личности: внимание концентрируется на составной (композитной) картине личности в целом, а не на измерении отдельных черт. К проективным методикам обращаются тогда, когда дело касается психодиагностики скрываемых или неосознаваемых испытуемыми психологических особенностей. Считается, что чем менее структурирован тест, тем он более чувствителен к скрытому материалу. Это вытекает из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у испытуемого защитные реакции. Проективные методики недостаточно валидны, надёжны и стандартизированы, отсутствует чёткая процедура их проведения. Однако неоднозначность тестового материала и непрямой способ его подачи позволяет получать информацию о скрытых от наблюдения психологических особенностях индивидуума.

Страницы: 1 2 3 

Критерии достижения взрослости
1. Новый характер развития теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием. 2. Способность реализовать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям. Позитивно разрешать противо ...

Пути разрешения конфликтов
Разрешение конфликта – это окончание конфликта в результате нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников. Разрешение может происходить и на стадии возникновения, на стадии обострения, и на стадии ...

Концепция человека в современной психиатрии
Психиатрия – это разновидность преобразовательной психологии, основным вопросом которой является вопрос о психической норме и патологии [5]. Для психиатрии, рефлектирующей самое себя, – а только такая психиатрия является зрелой, достаточн ...