Семейное консультирование и психотерапия в психологической практике А.А. Бодалева и В.В. Столина

Психология » Семейная психотерапия и семейное консультирование. Принципы, цели и задачи » Семейное консультирование и психотерапия в психологической практике А.А. Бодалева и В.В. Столина

А.А. Бодалев и В.В. Столин выделяют в работе семьей следующие фазы: 1. Фаза концентрации на ребенке. Цель этой фазы - дать понять ребенку, что в лице психолога он имеет сильную поддержку, и должен высказать свои проблемы. Во время первых встреч психолог в беседе с родителями определяет суть проблемы-обращения, заключает общее соглашение с семьей о содержании и характере последующих встреч, выявляет суть отношений в семье, ее проблематику.

Еще до первой фазы он оказывает ребенку мощную эмоциональную поддержку, берет обещание с родителей не перебивать ребенка, не преследовать его за прямые высказывания в их адрес.

Итогом первой фазы является поиск коммуникаций, на которые могли бы пойти родители, удовлетворяя те или иные просьбы ребенка, желательно, чтобы уже ко второй встрече в семье произошли позитивные сдвиги. В начале каждой встречи психолог выясняет чувства ребенка и родителей, интересуется изменениями в семье.

2. Фаза детско-родительских отношений.

На этой фазе родители высказывают свои претензии ребенку. Задача психолога - придать им гуманизированный характер. Ко второй фазе родители бывают уже достаточно напряжены и раздражены претензиями ребенка, объединяются в своих жалобах на него и стремлении взять реванш. Основная задача психолога на этой фазе заключается в том, чтобы дать возможность для высказываний детям и родителям. Каждый член семьи, который не может высказать свои мысли и чувства, поддерживается психологом. А.А. Бодалев и В.В. Столин рекомендуют в таких случаях использовать прием "подставного лица", т.е. высказываются от лица этого члена семьи.

Результативность этого этапа зависит от того, насколько члены семьи раскрыли, отреагировали свои негативные переживания и при этом не оказались во власти собственной неуправляемой агрессии.

3. Фаза прояснения коммуникаций в семье, выяснения родительских (супружеских) отношений.

Переломной фазой, фундаментом семейной психотерапии является переход на родительские и супружеские отношения, прояснение которых приводит родителей к пониманию того, что причина нарушения поведения ребенка лежит во всем комплексе семейных взаимоотношений.

Задача психолога - удерживать родителей на второй фазе до тех пор, пока не отреагированы негативные эмоции; не позволять слишком рано переходить на третью фазу; поддерживать баланс высказываний в ходе дискуссий и не давать слишком рано интерпретаций всего услышанного. Эту работу он проводит на заключительном этапе, прибегая к различным способам анализа: логической цепочке из слов и событий, логической связи настоящего и прошлого, аналогии с другими семьями и общими нормами.

Если в семье несколько детей, то после фазы родительских отношений психолог переходит к следующей - детских интеракций, т.е. отношений между детьми.

Конечная фаза определяется наличием определенных признаков:

- симптомы, с которыми обратилась семья, постепенно исчезают;

- все чаще на встречах члены семьи смеются, оживлены;

- все чаще члены семьи обсуждают дома свои проблемы, в семье происходят приятные события;

- все члены семьи начинают признавать и понимать независимость друг друга;

- семья отмечает, что в ней все наладилось, и отпадает необходимость встреч.

Игра
Игра – деятельность, направленная на сам процесс игры и воспроизводящая в доступной форме труд и учение[52]. Игра - это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива[53]. Игра связана с пр ...

Первобытное общество - начальная эпоха в истории человечества.
Это время, когда люди жили общинами, сообща владели землей, вместе трудились и распределяли добытые ими блага поровну. Главными связями в первобытной общине были родственные. Многие ученые считают, что для ранней стадии развития первобыт ...

Эмоциональные состояния
Келли сохранил некоторые традиционные психологические концепции эмоций, но представил их по-новому, в соответствии со своей теорией личностных конструктов. Тревога. Келли определил тревогу как "осознание того, что события, с которым ...