Обобщив теоретические положения и практические рекомендации, можно сделать вывод, что семейная психотерапия направлена прежде всего на:

1) Увеличение спонтанности высказываний членов семьи о своих желаниях, чувствах, идеалах, ценностях, опасениях, т.е.: увеличение открытости коммуникации.

2) Закрепление новых способов общения в семье, что означает осознание и свободное принятие новых разнообразных способов взаимодействия, возможностей изменения своего поведения, свободный выбор разных способов коммуникации.

3) Разрушение внутрисемейных стереотипов, создавших неблагополучие в отношениях.

4) Осознание членами семьи ролей, которые они играют, их закрепление или замена.

5) Повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

6) Понимание семьей своего единства, взаимозависимости.

7) Повышение сенситивности родителей к ребенку.

8) Возможность семьи открыто выражать гамму чувств.

На основании проанализированных данных мы отметили следующие общие положения в организации и проведении семейной психотерапии:

1) Изучение ресурсов семьи при помощи психологической диагностики; сбор анамнеза семьи "глазами всех ее членов".

2) Установление желаемого состояния в процессе психотерапевтической беседы.

3) Психотерапевтическая работа - организация психологического воздействия на отдельных членов семьи и семью в целом с целью достижения желаемых изменений в их жизни.

4) Закрепляющие действия терапевта, направлены на поддержание новых форм взаимодействия, достичь которых удалось в ходе семейной терапии.

В процессе семейной терапии психотерапевт:

1) направляет свои усилия на установление доверительных отношений с членами семьи;

2) главная задача терапевта - высвобождение потенциальных возможностей, которые имеются у членов семьи;

3) создает помогающие отношения (суть таких отношений базируется на конгруэнтности терапевта, эмпатии, принятии семьи такой, какая она есть - "триада Роджерса").

4) акцентирует внимание на чувствах семьи по отношению друг к другу;

5) привлекает всю семью к участию в обсуждении семейных проблем;

6) стимулирует высказывание членами семьи своих переживаний, тревог, опасений - "здесь и теперь".

К настоящему времени сформировалось значительное число всевозможных видов помощи семье: семейные консультации, службы знакомств, различные виды семейного просвещения, сексологические, психологические, педагогические кабинеты. Чрезвычайно разнообразна их деятельность: помощь в создании семьи (службы знакомств для одиноких) и ее укреплении (консультации для конфликтующих и разводящихся супругов), в воспитании детей (консультации и центры для родителей), семейная профилактика, семейная психологическая помощь неблагополучным семьям, консультирование по вопросам семьи и брака и т.д. Осуществляется поиск взаимосвязи и путей взаимодействия между всеми этими многочисленными формами. На помощь семье приходят специалисты различных профилей: сексологи, психологи, психиатры, педагоги.

Специфические функции воображения
При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда – наука, литература, искусство, инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В ау ...

Виды помощи детям -инвалидам и семьям, воспитывающим детей-инвалидов
1. Профессиональная ориентация и подготовка. 2. Трудоустройство детей-инвалидов и их родителей. 3. Проведение отдыха и оздоровления детей-инвалидов . 4. Приобретение средств передвижения. 5. Адресная материальная (продовольственная, в ...

Роль ранней, средней и поздней зрелости в формировании человека
Шестая психосоциальная стадия формально означает начало взрослой жизни. Это период браков и становления семьи. В течение этого биосоциального интервала люди, сориентированы на получение профессии и устраивания собственной жизни. Лишь тепе ...