Структура личности

Структура личности - основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности - то, из чего и как построена личность.

Структуру личности обычно описывают метафорами Ядро и Периферия личности, Семя, Стержень, Дом души. В структуре личности удобно выделять следующие (метафорические) части:

Ядро личности - то, что идет изнутри человека навстречу или против ожиданий окружающих и жизненных обстоятельств.

Периферия личности - инструментарий или обоз личности.

Обстоятельства жизни личности - человеческое окружение и жизненные обстоятельства.

Между этими частями могут быть разные взаимодействия: когда-то человеком управляют Обстоятельства, когда-то - человек сам управляет[3].

Роль восприятия в повышении культуры труда работников общественного питания

Каждому из видов профессиональной деятельности - врачебной, педагогической, этики ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. - присущи свои специфические требования в области морали. Так, например, этика работника общественного питания предполагает в первую очередь такие моральные качества, как добросовестность, ответственность, личная честность[4].

Культура труда - система внебиологически выработанных механизмов (и соответственно "умения" их актуализировать), благодаря которым стимулируется, программируется, координируется и реализуется деятельность субъектов труда. Функционирование и развитие культуры труда обеспечивает определенное социальное качество трудового процесса - основное условие реализации сущностных сил человека. Последние реализуются тем активнее, чем глубже и многограннее отражаются в индивидуальной и коллективной трудовой деятельности технико-технологические нормативы и социальные ценности труда, трудового коллектива, общества. Объективные характеристики культуры труда представляют собой технико-технологические и социальные нормативы, обусловленные достижениями техники, технологии и организации производства и представляющие собой иерархию требований к человеку как исполнителю производственных функций и как личности. Субъективными характеристиками культуры труда являются социокультурные потребности трудящихся, образующие в своей совокупности тип ценностного отношения к труду. Исследование связей и отношений между этими характеристиками позволяет анализировать культуроформирующий эффект труда, который проявляется в единстве и противоречивом развитии процесса формирования индивидуальных способностей человека и процесса реализации его обогащенной социальным опытом индивидуальности в труде. Культуроформирующий эффект труда обусловлен его содержанием в той мере, в которой он обогащает, в процессе присвоения существующей совокупности производительных сил, знания и способности человека, и характером труда в той мере, в какой он способствует полноте раскрытия личности и ее самовыражению в процессе созидательного труда. Вместе с тем профессиональное развитие, связанное с усложнением техники и технологии, нередко сдерживается ограничением социального и духовного развития трудящихся, несмотря на возможности научно-технического прогресса. Культура труда развивается во взаимосвязи и взаимоусилении ее внешних и внутренних регулятивных механизмов. Если внешние связаны с управляющим воздействием на человека (путем приведения его социально-профессиональных характеристик и социокультурных потребностей в соответствие с возрастающими требованиями техники, организации труда и производства), то внутренние - с познанием и организацией человеком собственных сущностных сил как общественных. Именно за счет эффективности действия внутренних механизмов образуются социальные резервы повышения культуры труда. В современных условиях взаимодействие присвоения человеком существующей совокупности производительных сил и реализации этого опыта в трудовой деятельности отличается известной противоречивостью. С одной стороны, это проявляется в недостаточно быстром росте качества рабочей силы, способной к овладению существующими средствами труда и технологическими процессами, с другой - в далеко не полном использовании наличных способностей рабочей силы, ее интеллектуального резерва. Работники общественного питания относятся к той категории труда, который постоянно связан в непосредственном общении с клиентами. Повышение культуры труда на предприятии приводит к сокращению затрат на обслуживающий персонал, способствует более рациональному и эффективному использованию рабочего времени за счет регламентирования обязанностей работника и обязательному их выполнению. В настоящее время происходит интенсивный сдвиг от физического труда к умственному, что способствует стремительному ускорению темпов научно-технического развития. От степени развития науки и техники, разработки и применения современных технологий, направленных на увеличение производительности труда напрямую зависит уровень жизни населения. Важно бывает понять, как складываются отношения между руководителями и подчиненными, между поколениями сотрудников, между опытными работниками и новичками. И, конечно, нельзя упускать из виду, что основу организационной культуры любого предприятия закладывают ее основатели и руководители, которые своим мировоззрением, а также своей философией в жизни и бизнесе определяют будущие ключевые моменты организационной культуры. Если нет образа желаемого будущего и людям непонятно, куда движется организация и каковы ее перспективы (неизвестна программа ее развития), то энергетика людей будет распылена в разные стороны. По данным социологического анализа, сфера культуры труда в отечественном производстве пока что не отображает для личности всей полноты того конкретного содержания, которое свойственно ее развитой форме, отвечающей современным требованиям. Культура труда должна способствовать наиболее полному раскрытию человеком его способностей и возможностей, эффективному, творческому применению его знаний и умений. Функционирование культуры труда непосредственно связано с конкретными формами проявления производственных отношений, то есть с эффективной организацией социально-экономических, социально-гигиенических, социально-психологических, социально-культурных условий труда (а также и необходимых для восстановления сил условий отдыха работников предприятия), совершенствование которых способствует полноте реализации трудового потенциала работника. Ведь усвоение и соблюдение работником административно-правовых и организационно-технических норм - это лишь одна сторона процесса формирования культуры труда, отражающая репродуктивный аспект. Продуктивной же стороной культуры труда выступает проявление различных видов социальной активности, новаторской деятельности, в которых и проявляется глубина вовлечённости индивида в сферу культуры труда. Во взаимосвязи развертывания трудовой, творческой, состязательной, проективной, рационализаторской, культурной, хозяйственной и других форм активности осуществляется реализация сущностных сил, способностей и возможностей человека (это основная закономерность развития культуры труда). В процессе созидания нового проявляется своего рода сверхнормативная деятельность (способность выходить за рамки устаревших норм, стереотипов и шаблонов), выступающая выражением творческого потенциала культуры труда. Содержание следующей сферы культуры предприятия - организационной культуры - вырабатывается в ходе практической производственной деятельности как коллективные представления о целях и способах производственной деятельности данного предприятия. Французский социолог Н. Деметр подчеркивает, что культура предприятия - это система представлений, символов, ценностей, образцов поведения, разделяемая всеми его работниками. Это означает, что на предприятии каждый труженик связан общим взглядом на то, что представляет собой данное предприятие, какова его экономическая и социальная роль, какое место оно занимает по отношению со своими конкурентам, каковы его обязательства перед заказчиками, партнерами, поставщиками, акционерами. В формах организационной культуры каждый сотрудник предприятия осознает свою роль в его системе: что от него ждут и как наилучшим образом он может ответить на эти ожидания. В свою очередь, каждый знает, что он может ждать от предприятия, если будет плодотворно выполнять свою миссию, и как он будет наказан руководством и товарищами, если нарушит какие-либо нормы[5].

Нейроанатомия эмоций
В 1937 году Пейпец выдвинул гипотезу о том, что различные структуры мозга образуют функциональный синцитий для формирования эмоций. Эта система – замкнутая цепь: гипоталамус – передневентральное ядро таламуса, поясная извилина – гиппокамп ...

Теоретические и методологические основы консультирования. Теории личности и практика консультирования
Понимание личностных проблем клиента и его проблем во взаимоотношениях существенным образом зависит от того, каких теоретических позиций придерживается консультант. Особенно это сказывается на характере терапевтических отношений, применяе ...

Основные этапы развития конфликтологии
Конфликтология начала свой путь в США, затем развивалась в Западной Европе и являлась областью социологических исследований. Сегодня как западная, так и отечественная конфликтология все более и более тяготеют к психологии, к психологическ ...