Заключение

Исходя из всего выше сказанного понятной становится идея Рубинштейна о том, что формирование личности и развитие самосознания человека — это процесс онтологический, а не одномоментный, ибо человек рефлексирует себя в течение длительного времени, познавая свои различные качества и свойства, мотивы и стремления. Таким образом преодолевается противоречие между бытием и сознанием, между внешним и внутренним в человеке, так как, постигая себя, человек творит себя и свою жизнь, а сотворенный им жизненный путь определяет и его дальнейшее познание себя, и его дальнейшее бытие. Понимая себя, человек лучше и реализует себя в деятельности, в своем бытии, которое полнее отражает его сущность. В своей работе «Деятельность. Сознание. Личность» А.Н. Леонтьев выделил такие характеристики личности, как широта связей с миром, степень структурированности иерархии мотивов и отношение к реальности. Важным моментом этой работы являлся и анализ образующей личность иерархии мотивов, позволивший показать разницу между человеком, действующим под влиянием разнообразных ситуативных мотивов, и тем, кто всю жизнь посвятил достижению поставленной цели. С этой точки зрения более высокий уровень развития присущ личности человека, обладающего свободой воли, т.е. способного сделать осознанный выбор в ситуации борьбы мотивов. Существенное значение имеет и сама эта цель, реальность ее достижения, так как смыслообразующим может стать и мотив, не относящийся к действительности, являющийся результатом аутистического мышления. Раскрывая динамику формирования мотивов, превращения «знаемых» мотивов в «реально действующие», а также взаимосвязь мотивов и целей, Леонтьев доказывал ведущее значение культуры, межличностного общения на сложный процесс восхождения от индивида к личности. По определению С.Л. Рубинштейна, деятельность — это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, необходимости в чем-либо. Исходя из теории деятельности А.Н. Леонтьева, основными характеристиками деятельности являются ее предметность и субъектность.

Упражнение 4. «Фотография»
Участникам предлагается вспомнить какую-либо семейную фотографию и затем воспроизвести ее, построив изображение из вспомогательных игроков. Эта техника применяется на ранних стадиях развития психодраматической группы. ...

Мотивационные свойства (черты) личности
Под мотивационнымии свойствами (чертами) личности принято понимать закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотивов. Уровень притязаний определяется степенью достижения субъектом целей, которые он сам ставит перед собой и кото ...

Формирование компетенций самоорганизации учебно-профессиональной деятельности у студентов
Образовательный процесс современного вуза актуализирует изменение позиции студента: из объекта обучения в активного и сознательного субъекта учебно-профессиональной деятельности. Это достаточно сложно осуществить на уровне традиционного н ...