Проблема адаптации детей инвалидов в семье
Страница 1

Психология » Адаптация детей-инвалидов в семье » Проблема адаптации детей инвалидов в семье

Проблема социальной адаптации детей инвалидов очевидна и актуальна на данном этапе развития нашего общества по нескольким причинам. Именно в последнее время государство сняло покров таинственности с "запретной" темы тяжелого положения семей, имеющих детей-инвалидов. Кроме того, инвалидность - это проблема не одного человека и даже не части общества, это проблема всего общества в целом.

В Российской Федерации в органах социальной защиты на учете состоит 300 тысяч инвалидов (1% от детской популяции). Истинная распространенность детской инвалидности, естественно, значительно больше (около 1 миллиона), т.к. в это число не входят дети-инвалиды, не прошедшие экспертизу, но де-факто являющиеся инвалидами, не имеющие статуса инвалида из-за несовершенных критериев инвалидности и т.д.

Существует потребность общества в вовлечении инвалидов в систему общественных отношений, в том числе и производственных, профессиональных, позволяющих сделать инвалида полноправным членом общества.

Здесь существует задача социальной адаптации, начиная с самого раннего периода развития ребенка инвалида, т.к. не секрет, что дети инвалиды испытывают проблемы, связанные с общением со сверстниками, школьной дезадаптацией по причине частого непосещения занятий по болезни, изоляции от общества, в силу своих физических и психических особенностей.

Главное в работе с этой категорией детей помочь их социальной адаптации, сформировать у детей положительное отношение к жизни, обществу, труду, деятельности. Поэтому важным здесь является привитие навыков хозяйственно-бытового труда, социально-бытовая ориентировка и профессиональная ориентация.

В построении занятий с детьми-инвалидами необходимо учитывать дидактические принципы: практической направленности обучения, расширения социальных связей, комплексности, развития и деятельности. Это обучение, когда задействованы все органы чувств ребенка, когда содержание обучения всемерно содействует выявлению возможной подготовки детей доступным видам для них труда, помогает приспособиться к действительности.

Социальная адаптация в общественной жизни выступает одновременно как процесс, результат и как социальная технология. Как процесс означает приспособление личности (социальной группы), попавшей в трудную жизненную ситуацию, к среде жизнедеятельности.

"Социальная адаптация - сложный и многоуровневый процесс, который осуществляется в различных сферах деятельности человека и общества. Различают профессиональный, социально-организационный, социально-ролевой, социально-психологический уровни адаптации. Характер взаимодействия среды и личности (пассивное приспособление или взаимная встречная активность индивида) определяется различными факторами. Важнейший из них - личностное начало, способность субъекта к деятельностной самооценке и оценке объективных условий (социальной среды). По этому критерию выделяются типы личности: высокоадаптированный, среднеадаптированный, низкоадаптированный, дезадаптированный. По своим результатам социальная адаптация подразделяется на нормальную и девиантную (отклоняющуюся) ."

Процесс социальной адаптации начинается с установления личностью или группой того факта, что усвоенные в предыдущей деятельности поведенческие образцы не способствуют достижению успеха, и необходимо перестраивать свое поведение в соответствии с требованиями новой социальной среды. В ходе этой перестройки личность выступает как активное начало, она и усваивает, и изменяет социальную среду.

Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса адаптации. Принято выделять 4 степени адаптированности личности в новой социальной среде:

1) начальная стадия - когда индивид знает, как он должен вести себя в новой среде, но в своем сознании не признает ценностей новой среды и где может их отвергает, придерживаясь прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости - индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация - признание и принятие индивидом основных ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида новой средой;

Страницы: 1 2

Механизмы нарушения процесса саморегуляции
Больным неврозом является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающийся от реализации своего «Я», направляющий все свои усилия на реализацию «Я»-концепции, создаваемой для него другими людьми — ...

Развитие воли у человека
Развитие воли у человека связано с такими действиями как: 1) преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные; 2) приобретение человеком контроля над своим поведением; 3) выработка волевых качеств личности; 4) а такж ...

Предвосхищающая и эвристическая функция
Но сам по себе след не имел бы смысла, если не было бы возможности использовать его в будущем. В актуализации закрепленного опыта эмоции тоже играют значительную роль, и это подчеркивает вторая из выделяемых функций. Поскольку актуализаци ...