Строение человеческой деятельности. Структура деятельности

Психология » Деятельность как многомерная единица » Строение человеческой деятельности. Структура деятельности

Деятельность человека имеет свою структуру: мотив, способы и приемы деятельности, цель и результат; а также в структуре деятельности следует различать субъект и объект деятельности.

Субъект – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что она направлена. Роль субъекта для психологической деятельности является ключевой в субъективно - деятельностной теории С.Л. Рубинштейна и психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева. Субъект в широком смысле понимания – все человечество. В более узком – конкретный человек, особенности его психики. Деятельность – это всегда деятельность субъекта (более точно – совместная деятельность субъектов), поскольку в ходе освоения средств общения (речи, письма) и самой деятельности человек всегда пользуется опытом поколений…[12]

Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или другой деятельностью. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности порождает и многообразие мотивов. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности[13]. В психологической теории деятельности предмет и есть ее действительный мотив. Деятельности без мотива не бывает. Так называемая «немотивированная» деятельность – это не лишенная мотива деятельность, а деятельность с объективно или субъективно скрытым мотивом[14].

Способы и приемы – это действия, принимаемые человеком, чтобы достичь целей деятельности. Способы и приемы достижения результатов в деятельности могут состоять из одной или несколько операций.

Цели – это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельность. …Человеческая деятельность…сознательна и целенаправленна. В ней и через нее человек реализует свои цели[15]. Цель выступает в образе результата деятельности. Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.

Результат – это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности[16].

Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологии
Аль-Фараби (870 – 950) и его место в истории казахской психологии В истории становления и развития психологической мысли Казахстана огромная роль принадлежит выдающемуся ученому – энциклопедисту, выходцу из казахской степи Абу Насру аль- ...

Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Как указывает Г.В.Чиркина, основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, ...

Практическое исследование взаимоотношений в юношеском возрасте
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важная черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Семья являет ...