Мотивация деятельности
Страница 1

Одной из важнейших составляющих направленности личности является мотивация.

Термин «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающий систему факторов, детерминирующих поведение; и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне «мотива».

Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность[5].

В.В. Давыдов считает, что культурно-исторические аспекты деятельности до сих пор фундаментально не изучены. Из многих причин этого обстоятельства он называет две. Первая связана с тем, что «сторонники теории деятельности особенно тщательно экспериментально изучали содержание и психическое строение вне историко-культурного контекста». Вторая причина определялась тем, что «экспериментальными методами деятельность можно изучать лишь применительно к ее развитию в онтогенезе (например, в детском возрасте). Отсутствие широко поставленных сравнительных исследований детства у разных народов с позиций теории деятельности (во всяком случае, в России) усугубляло недостаточное изучение ее историко-культурных аспектов»[6].

Принципиально различают две формы мотивации – внешнюю (ситуационную) и внутреннюю (диспозиционную). Внешняя мотивация – это средство достижения цели, например, заработать деньги, получить признание, занять вышестоящую должность. При этом она может использоваться в двух направлениях: как стимул при ожидании преимуществ – принцип надежды; как средство давления при ожидании недостатков – принцип страха.

Внешняя мотивация непосредственно влияет на поведение, но эффективность ее действия ограничена, пока она воспринимается в качестве стимула или давления.

Внутренняя мотивация – это понимание смысла, убежденность. Она возникает в том случае, если идея, цели и задачи, сама деятельность воспринимаются как достойные и целесообразные. При этом создается конкретное состояние, определяющее направленность действий, а поведение станет результатом соответствующей внутренней установки, причем это справедливо не только для человека. Многие организации начинали создавать систему качества из-за внешней мотивации: надежды на преимущества в конкурентной борьбе и укрепление позиции на рынке, страх несоответствия продукции будущим стандартам качества и потери рынка создавали ее основу.

Внутренняя и внешняя мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенных ситуаций, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятий субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Сиюминутное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией[7].

Проблема мотивации поведения человека привлекала внимание ученых с незапамятных лет. Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов, а в настоящее время таких теорий насчитывается уже несколько десятков.

Достаточно широкую известность получила мотивационная концепция Г. Мюррея. Наряду с выделенным У. Макдугаллом перечнем органических, или первичных, потребностей, идентичных основным инстинктам, Г. Мюррей предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это потребности достижения успехов, аффилиации, агрессии, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Впоследствии кроме этих двадцати потребностей автор приписал человеку еще шесть: приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости.

Страницы: 1 2

Нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект):
заикание, проявления речевого негативизма и др. В данной классификации нарушения письма и чтения трактуются как отсроченные проявления ФФН и/или ОНР, обусловленные у детей несформированностью фонетических и морфологических обобщений в у ...

Структура взаимосвязи жизненных ценностей у студентов разных специальностей и возрастов
Наиболее приоритетной является для всех студентов профессиональная жизненная сфера, она оценивается большинством студентов в 4 балла (из 5) почти по всем жизненным ценностям. Особенно выделяют в этой жизненной сфере у дизайнеров: «развити ...

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте
Ведущая деятельность в этот период – игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы. До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начин ...