Источники ценностных представлений
Страница 1

Почему родители без устали поощряют детей за одни поступки и все­гда ругают за другие: «Хорошие дети так себя не ведут!»? Почему актив­ное поведение высоко ценится, а лень рассматривается как порок?

Выработка ценностей происходит довольно сложным путем. Некоторые ценности формировались исторически, в течение многих поколений и постоянно подкреплялись жизнью людей, обеспечивая их выживание и развитие. Свобода, мир, сотрудничество, ра­венство, демократия - это те общественные ценности, которые рассмат­риваются как желательные в нашей культуре. Эти ценности не являются фиксированными, они изменяются, но процесс этого изменения очень длительный.

Ценности индивида в основном формируются в раннем детстве. Их источник - это, прежде всего, те люди, которые окружают ребенка. Первые представления о том, что правильно, а что ложно чаще всего формируется под влиянием поведения и мнения родителей, и основа ценностных ориентации, как правило, закладывается внутри семьи. Дети внимательно следят за своими родителями и наблюдают их в различных жизненных ситуациях. Видя поведение родителей в спокойные и напря­женные моменты, в минуты горя и радости, сравнивая их поступки и слова, дети начинают многому подражать. Через мир семьи они пытают­ся понять различия между хорошим и плохим, добром и злом, они ищут способы преодоления пока еще детских проблем. До определенного воз­раста взгляды ребенка очень схожи с тем, как поступают и что говорят его родители. По мере взросления ребенок все больше сталкивается с другими ценностными системами, и это неизбежно изменяет некоторые, а иногда и многие из его ценностей.

Например, если подросток из благополучной семьи стал членом молодежной группы, в которой особым достоинством считается упот­ребление наркотиков, то существует большая вероятность, что вскоре он изменит систему ценностей, которые ему прививали с рождения ро­дители. Вероятно, изменится и первоначально воспринятое от родите­лей представление о том, что «наркотики - серьезная помеха в жизни человека, ставящего перед собой высокие цели».

По мере развития на детей влияют друзья, соседи, учителя, род­ственники, среда и многие другие общественные силы. Ребенок вос­принимает, подражает, экспериментирует, что-то отбрасывает, выра­батывая себе определенный образ поведения на долгий срок. Выводы, основанные на огромном числе наблюдений, сводятся человеком в единую философию жизни, в которой он может впоследствии никогда и не усомниться.

Ценности относительно стабильны и устойчивы. Одна из причин это­го - уже упомянутый процесс усвоения ценностей в раннем детстве. Детям обычно говорят, что определенное поведение и его результаты всегда желательны или всегда нежелательны. В нравственном обучении, как правило, редко используются полутона. Детей учат, чтобы они были честными и отвечали за свои поступки. Им не говорят быть немного честнее или отвечать лишь за некоторые из своих поступков. Этот «чер­но-белый» взгляд на жизнь, с помощью которого проводится четкая линия между хорошим и плохим, достойным и недостойным, прекрас­ным и безобразным и т. д., и определяет во многом устойчивость и ста­бильность ценностей.

Страницы: 1 2

Основные компоненты личности
Первый компонент структуры характеризует направленность личности, или избирательное отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практиче ...

Понятие невроза по Ф. Перлзу
Разработанная Ф.Перлзом теория неврозов основана на предпосылке, что люди должны найти свой собственный путь в жизни и принять на себя личную ответственность, если они надеются достичь зрелости. Это подход, направленный на развитие самост ...

Методы психологической защиты личности
Психологическое воздействие - это влияние на людей (на отдельных индивидов и на группы), осуществляемое с целью изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформация эмоциональных состояний, стимулиро ...