Психологические знания Аль-Кинди, Разеса и аль – Фараби
Страница 1

Психология » Развитие психологии в учениях мыслителей Арабского Востока » Психологические знания Аль-Кинди, Разеса и аль – Фараби

Родоначальник перипатетических традиций мусульманского Востока, «философ арабов», продолжил аристотелевское учение. Его перу принадлежат 238 сочинений, среди которых психологические трактаты «О разуме», «Рассуждение о душе», «О первой философии», «Книга о пяти сущностях». Значение его творчества для психологической науки состоит не только в постановке кардинальных вопросов, послуживших исходной базой последующих теоретических построений, но и в плодотворных попытках ответа на них, исходя из всеобщих закономерностей развития природы, общества и мышления.

В проблеме соотношения природы и души Аль-Кинди придерживался детерминистских взглядов, утверждая, что бог – лишь отдаленная причина. Душа, по его взгляду, «делится на две части, а именно: на разум и чувство». Аль-Кинди принадлежит приоритет в создании «концепции четырех видов интеллекта», в соответствии с которой разум выступает в четырех формах: актуальный (как совокупность универсалий); потенциальный (как способность восприятия универсалий); приобретенный (как нахождение универсалий в душе); проявляющийся (реализация во вне).

В теории познания ученый утверждал: «Истина необходимо познаваема; следовательно, и вещи, обладающие бытием, познаваемы». И далее: «Человеческое познание бывает двух видов. Первый вид познания ближе к нам, но дальше от сущности. Это – познание посредством чувств… Другой вид познания ближе к сущности и дальше от нас. Это – разумное познание…»

Аль-Кинди одним из первых на Востоке призывал к объединению усилий ученых с целью использования «плодов исследования наших предшественников» и достижения истинных знаний.

Иранский ученый – энциклопедист, рационалист и вольнодумец. Руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Для его научных изысканий характерны свобода от догматизма, использование эксперимента, практическая направленность проводимых физиологических исследований. В основе его мировоззренческой концепции лежит учение о пяти вечных началах: творце, душе, материи, пространстве, времени. Материя с ее атрибутами, по его взгляду, есть равноценное с богом начало.

В психологических взглядах известного иранского мыслителя и естествоиспытателя – автора «Книги всеобъемлющей», мы находим советы не следовать слепо Гиппократу и Галену, а строить врачебную науку на результатах наблюдений и опытов. Особую роль в своей научной деятельности Ар-Рази отводил решению психофизиологической проблемы. В этой связи он экспериментально обосновывал тесную связь души и тела. В теории познания ученый придерживался подходов материалистического сенсуализма.

Научное наследие «второго учителя» (после Аристотеля) велико и разнообразно. Из написанных им более ста работ выделяются труды по классификации наук, философии, логике, политике. Ряд трактатов посвящены проблемам психологии: «О душе», «О силе души», «Разум и понятие», «О многом и единственном», «О разуме», «Существо вопросов».

Все явления мира ученый объясняет, исходя из признания естественных закономерностей. Поэтому, решая психофизическую проблему, он пишет, что «субстанция души существует отрешенно от материи», но «дарователь форм создает ее тогда, когда появляется нечто» – тело. Первое вместилище души находится в глубине сердца. «Душа не может существовать раньше тела,… не может переселяться из одного тела в другое…. Состояния души могут быть разными».

Страницы: 1 2

Воображение
Воображение — особая форма человеческой психики, сто­ящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприяти­ем, мышлением и памятью. Специфика этой формы психиче­ского процесса с ...

Структура личности
Структура личности - основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности - то, из чего и как построена личность. Структуру личности обычно описывают метафорами Ядро и Периферия личности, Семя, Стержень, Дом ду ...

Метод исследования способностей распределения внимания
Распределение внимания означает одновременное сосредоточение его на двух различных видах деятельности. Человек часто вынужден распределять свое внимание между двумя или несколькими видами. Первые эксперименты по изучению распределения вни ...