Психологические знания Альгазена, Абу-Хамид Газали и Абубацера
Страница 2

Психология » Развитие психологии в учениях мыслителей Арабского Востока » Психологические знания Альгазена, Абу-Хамид Газали и Абубацера

В психологическом учении Газали наиболее ценными представляются мысли о природе слова. «Об именах спорить нельзя, ибо мы сами дали их вещам лишь с позволения божественного закона, – пишет в «Опровержении» Абу-Хамид. – Но здесь для нас важно не само слово, а его значение». Следует также отметить обоснование Абу-Хамидом Газали довольно стройной системы психологических понятий с применением индуктивно-генетического метода. «Первое, что сотворяется в человеке, – это чувство осязания… Затем в человеке сотворяется чувство зрения… Далее он наделяется слухом… Потом для него сотворяется чувство вкуса… И так до тех пор, пока человек не переступает границу мира чувственных предметов». К семилетнему возрасту у человека «создается различающая способность». «Затем он поднимается на новую ступень, и для него сотворяется разум». Последняя фаза «божественного творчества» – наделение человека «пророческим даром».

Подробное описание этапов «божественной эволюции» человека, раскрытие их содержания явилось одной из немногочисленных попыток построения модели, отражающей психический мир человека. Данный метод нашел продолжение в Новое время в системах «человек-машина» и «человек-статуя», созданных Ламетри и Кондильяком, но это произойдет лишь через более чем шесть столетий.

Ибн Тюйфель знаменитый врач, философ, поэт, был в дружеских отношениях с Ибн Рушдом. За еретические взгляды получил прозвище «учитель нечестия». В дошедшем до нас романе «Хай, сын Якзана», переведенном почти на все европейские языки, историки усмотрели «психологическую робинзонаду». В нем рисуется саморазвитие «естественного человека», изолированного от общества на необитаемом острове. Создавая систему психологических понятий, Ибн Тюйфель постепенно наделяет героя романа средствами познания окружающего мира. Но процесс этот обусловлен уже не божественной причинностью, как у Газали, а реализацией потенции человека к развитию методом самоуглубления, независимо от общественных традиций и божественного откровения. От первых знаний, ограниченных чувственными вещами, человек постепенно приходит к осознанию своего интеллекта – обнаружению того, «что и сам он владеет самостоятельной сущностью».

Таким образом, Ибн Тюйфель отстаивает прогрессивную мысль о единстве природного мира и его эволюции. К этому единству ученый относит и развивающийся психический мир человека, мир его сознания.

Страницы: 1 2 

Направленность личности: потребности и цели
Направленность личности – это «система устойчивых потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т.д., определяющих основные направления поведения личности»[1]. Направленность всегда социально обусловлена и форм ...

Соотношение свойств между субъектом и объектом симпатии
Большинство реальных контактов с другими людьми в начальный период общения характеризуется именно неуверенностью в том, как к тебе относится твой партнер. Методики «поддельного незнакомца» . Она состоит в следующем: на первом этапе иссле ...

Сравнительная характеристика умственной отсталости и ЗПР
Наиболее важными задачами олигофренопсихологии и олигофренопедагогики являются изучение закономерностей и особенностей психического развития умственно отсталых детей с разнообразной структурой дефекта, а также дальнейшее исследование псих ...