Психологическая структура
Страница 1

Психологическая структура судебной деятельности складывается из:

1.Познавательной;

2.Конструктивной;

3.Воспитательной;

Если на предварительном следствии основной является познавательная деятельность, то в суде основной, определяющей становится конструктивная деятельность. Именно суд призван решить дело по существу – это его основная и исключительная функция.

Но так как конструктивная деятельность может реализовываться только после осуществление познания на базе собранной, всесторонне оцененной и проверенной информации, изложение психологической структуры в суде целесообразно также начать с рассмотрения особенностей познавательной деятельности. Основная цель ее в суде – это накопление необходимой информации для осуществление конструктивной деятельности – вынесение приговора.

Особенность познавательной деятельности в суде, прежде всего, заключается в том, что материалы предварительного расследования всегда дают уже готовую модель подлежащего исследования события, действий т взаимоотношений в том виде, в каком представляются они в результате завершения расследования. Предварительное следствие берет на себя всю поисковую часть познавательной деятельности, производит отбор и систематизацию информации, что существенно облегчает познания судом обстоятельств дела.

Вся необходимая информация уже предварительно собранна, упорядочена и сконцентрирована таким образом, чтобы существенно облегчить деятельность суда первоначально по восприятию уже собранной информации, а затем по ее последующему исследованию.

Судебное исследование обстоятельств дела является самостоятельным важнейшим элементом осуществление правосудия.

Особенность познавательной деятельности суда заключается в том, что процесс опосредованного познания фактов здесь занимает еще большее место, чем в деятельности следователя. Это определяется еще большим удалением суда по времени от совершения преступления, особыми процессуальными условиями его деятельности, восприятием многих фактов через восприятия следователя.

Если в работе следователя при установлении и выявлении фактов возможна ( а иногда даже необходима) исключительная эмоциональная психическая напряженность, то в работе судьи такая эмоциональная напряженность является только отрицательным моментом и может только помещать объективному и спокойному разбору данного уголовного дела. Сложность познания в суде обуславливается и тем обстоятельством, что в одно и то же время суду в заседании необходимо воспринимать факты и источники, доказанные на следствии, получать новые факты и оценивать их и источники этих фактов, сопоставлять факты по времени и месту совершения преступления, внутренне подготавливать себя к предстоящей основной конструктивной деятельности – вынесению приговора по уголовному делу.

Познавательную деятельность в уголовном процессе, кроме самого состава суда, осуществляет прокурор, адвокат, гражданский истец, гражданский ответчик, эксперты, подсудимый и потерпевший. В познавательной деятельности суда принимают участия лица с самыми различными интересами, что предопределяет различную оценку и объяснение фактов, их значимость и т.д. Суд, заслушивая их объяснения, речи, тем самым воспринимает результаты познания этими лицами обстоятельств дела, а это в свою очередь создает условие для познания фактов судом в судебном заседании во всех возможных противоречиях.

Сущность конструктивной деятельности в суде – это вынесение приговора по рассматриваемую делу. Все остальные виды деятельности подчинены этой задачи.

К специальным условиям конструктивной деятельности следует отнести:

1. Вынесение приговора коллегиально членами суда.

2. Обеспечение невмешательства в его принятие.

3. Законодательное гарантирование свободы личного убеждения судьи, лежащее в основе каждого вынесения приговора.

Страницы: 1 2

Адаптация первоклассника к школьному обучению
Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие « готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателем готовности считается - адаптация, или приспособление к школе. Это очень ответс ...

Характер влияния стресса на человека
Стресс не является специально вызванным психологическим сотоянием человека, которое развивается потому, что он сталкивается с множеством различных по характеру влияния внешних и внутренних факторов. Это динамичный процесс, при котором инд ...

Описание и обоснование методик
Как было сказано выше, специалисту данного профиля необходимо обладать рядом качеств, без которых он не сможет обеспечить качество работы. Необходимо выяснить, обладает ли данный специалист этими необходимыми качествами. Мы подобрали нес ...