Структура личности

Каждый из нас имеет какое-то представление о личности. Чаще всего личность ассоциируется с популярностью, публичным «имиджем», силой воли, высокой уверенностью в себе, развитым самосознанием и т.д. У одних людей эти качества проявляются более отчетливо, у других менее.

В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления и свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот почему можно предложить лишь следующее схематическое определение: личность – многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуационную устойчивость поведения человека.

Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности большинство моделей являются умозрительными и лишь не многие в основном диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.

В своем реферате я буду опираться на деятельностную теорию личности, эта теория получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать прежде всего С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульханову-Славскую и А.В. Брушлинского. В данной теории наиболее популярной является четырех компонентная структура личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя: направленность, способности, характер и самоконтроль.

Направленность – это система устойчивых предпочтений и мотивов личностей, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью.

Способности – индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные способности. Люди отличаются не только по уровню общих способностей, но и по сочетанию специальных способностей.

Характер – совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. Морально-нравственные свойства отражают представления личности об основных нормативных действиях человека, закрепленных в привычках, обычаях и традициях. Волевые качества включают решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач.

Самоконтроль – это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление и ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т.д.

В своей работе я рассмотрю такой компонент структуры личности как направленность.

Роль игры в развитии психики ребенка
1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. 2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо". ...

Историческое развитие сознания у человека
Начало человеческой истории означает качественно новую ступень развития, коренным образом отличную от всего предшествующего пути биологического развития живых существ. Новые формы общественного бытия порождают и новые формы психики, корен ...

Психика как функция головного мозга
Первоначально раскроем понятие «психика» в общепсихологическом смысле. Психика – высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о не ...