Современная точка зрения на девиантное поведение
Страница 1

Психология » Девиантное поведение » Современная точка зрения на девиантное поведение

Новейшие теории девиации делают акцент на характере общества и стремятся выявить в какой мере оно заинтересовано в сознании и сохранении девиации, делая акцент на исправлении не какого-то конкретного человека, а всего общества.

Изучение механизма социальных отклонений показывает, что факторами, предопределяющими отклонение от социальных норм, являются: уровень сознания, нравственности, развитость в обществе систем социальных регуляторов поведения человека и сформированное отношение общества к людям, нарушающим нормы морали и права.

С позиции современной науки теория девиации изучает не только социальную патологию (пьянство и алкоголизм, наркоманию и токсикоманию, делинквентное, т.е. преступное, поведение, суицидальное поведение и пр.), но и позитивные социальные отклонения – социальное творчество, служащее средством прогрессивного развития социальных систем.

Этот аспект девиантного поведения особенно актуален для отечественной социальной работы. Так как позитивные и негативные социальные отклонения тесно взаимосвязаны, что объясняется разнонаправленной активностью в поведении отдельных личностей и социальных групп; минимизация последствий того или иного вида социально-негативной девиации в социальной работе должна сочетаться с развитием позитивных социальных изменений. Для этого специалисту следует поддерживать разнообразные виды социального творчества, проявляющиеся в деятельности людей (в социально-экономической, социально-бытовой, социально-духовной и других областях). Позитивно направленная активность специалиста здесь выступает в единстве с активностью клиента, что содействует развитию его индивидуальности[6].

Проявление девиаций в социальной практике создает уникальные ситуации, требующие особых способов познания. Они заключены в социокультурной парадигме знания о современном обществе – постмодернизме.

С одной стороны, эпоха постмодерна характеризуется глобализацией социальных связей в мировом сообществе, а с другой – признанием полистиличности, плюрализации жизненных миров, неповторимости и значимости каждого человека, ведущего в процессе самообновления постоянный диалог с самим собой. Культура и социальная структура в современном мире становятся мозаичными, развивается символическое производство и потребление, происходит дифференциация людей по жизненным стилям.

В центре внимания науки оказывается спонтанная активность самоорганизованных акторов, способ существования которых в социальном пространстве – игра смыслов, свободное творчество и принятие другого. Большое внимание уделяется мифам, несущим в себе ценности и смыслы и влияющим на мышление и поведение людей. Исследованию подлежит повседневный человеческий опыт с его взаимообусловленными составляющими – неопределенностью, маргинальностью, выбором и риском.

В связи с этим постмодернизм, методологические стратегии которого задали Ж.-Ф.Лиотар, Ю.Хабермас, Р.Рорти, Ж.Деррида и другие, признает научную и практическую множественность и альтернативность развития, интерпретируя научную картину социальной реальности в виде одной из возможных точек зрения, ограниченной практическим ракурсом. История общества предстает как фрагментарный и текучий процесс, главным объектом исследования провозглашается уникальное событие, а его целью – самопознание человека. Соответственно, процесс бытия, связанный с толерантностью, саморефлексией, личностной активностью, становится более важным, чем его результат[7].

Страницы: 1 2

Взаимодействие членов коллектива в процессе общения
В процессе общения в коллективе создается своеобразный общий банк идей, способов и приемов решения конкретных задач, которые используются в совместной деятельности для решения новых задач. Необходимо подчеркнуть, что деловое общение спосо ...

Умения
Умения – это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания[64]. Умения - это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точн ...

Практическая часть
Следующим показателем, характеризующим особенности формирования ЦО личности учащихся старших классов, является содержательная сторона иерархической структуры ЦО. Она определяется по величине ранга, полученного той или иной ценностью. Сове ...