Современная точка зрения на девиантное поведениеСтраница 1
Новейшие теории девиации делают акцент на характере общества и стремятся выявить в какой мере оно заинтересовано в сознании и сохранении девиации, делая акцент на исправлении не какого-то конкретного человека, а всего общества.
Изучение механизма социальных отклонений показывает, что факторами, предопределяющими отклонение от социальных норм, являются: уровень сознания, нравственности, развитость в обществе систем социальных регуляторов поведения человека и сформированное отношение общества к людям, нарушающим нормы морали и права.
С позиции современной науки теория девиации изучает не только социальную патологию (пьянство и алкоголизм, наркоманию и токсикоманию, делинквентное, т.е. преступное, поведение, суицидальное поведение и пр.), но и позитивные социальные отклонения – социальное творчество, служащее средством прогрессивного развития социальных систем.
Этот аспект девиантного поведения особенно актуален для отечественной социальной работы. Так как позитивные и негативные социальные отклонения тесно взаимосвязаны, что объясняется разнонаправленной активностью в поведении отдельных личностей и социальных групп; минимизация последствий того или иного вида социально-негативной девиации в социальной работе должна сочетаться с развитием позитивных социальных изменений. Для этого специалисту следует поддерживать разнообразные виды социального творчества, проявляющиеся в деятельности людей (в социально-экономической, социально-бытовой, социально-духовной и других областях). Позитивно направленная активность специалиста здесь выступает в единстве с активностью клиента, что содействует развитию его индивидуальности[6].
Проявление девиаций в социальной практике создает уникальные ситуации, требующие особых способов познания. Они заключены в социокультурной парадигме знания о современном обществе – постмодернизме.
С одной стороны, эпоха постмодерна характеризуется глобализацией социальных связей в мировом сообществе, а с другой – признанием полистиличности, плюрализации жизненных миров, неповторимости и значимости каждого человека, ведущего в процессе самообновления постоянный диалог с самим собой. Культура и социальная структура в современном мире становятся мозаичными, развивается символическое производство и потребление, происходит дифференциация людей по жизненным стилям.
В центре внимания науки оказывается спонтанная активность самоорганизованных акторов, способ существования которых в социальном пространстве – игра смыслов, свободное творчество и принятие другого. Большое внимание уделяется мифам, несущим в себе ценности и смыслы и влияющим на мышление и поведение людей. Исследованию подлежит повседневный человеческий опыт с его взаимообусловленными составляющими – неопределенностью, маргинальностью, выбором и риском.
В связи с этим постмодернизм, методологические стратегии которого задали Ж.-Ф.Лиотар, Ю.Хабермас, Р.Рорти, Ж.Деррида и другие, признает научную и практическую множественность и альтернативность развития, интерпретируя научную картину социальной реальности в виде одной из возможных точек зрения, ограниченной практическим ракурсом. История общества предстает как фрагментарный и текучий процесс, главным объектом исследования провозглашается уникальное событие, а его целью – самопознание человека. Соответственно, процесс бытия, связанный с толерантностью, саморефлексией, личностной активностью, становится более важным, чем его результат[7].
Восприятие
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым ...
Понятие мотива личности
Проблема мотивов личности является сложной психологической темой, в ней можно выделить следующие основные проблемы. Проблема собственно мотивов, мотивации и мотивационной сферы личности.
Вообще, проблема мотивов и мотивации поведения - о ...
Теоретические подходы к проблеме «кризиса» в подростковом периоде
Существенные изменения в организме подростка служили в течении длительного времени основой различных теорий о биологической обусловленности особенностей подростка и явления критического развития в этом возрастном периоде. Такое представле ...