Философско-психологическая концепция (С.Л. Рубинштейн)
Страница 1

Психология » Концепция современного человека в психиатрии » Философско-психологическая концепция (С.Л. Рубинштейн)

Будучи пионером в использовании онтологического подхода в отечествен, психологии, Рубинштейн впервые включает человека в структуру его бытия не как рядоположный с др. уровнями бытия элемент, а как активный, преобразующий бытие субъект.

Познание и деятельность рассматриваются как разнокачественные модальности отношения человека с миром, помимо которых выделяется также отношение – не только к бытию, но и к др. субъекту. Когда объектом воздействия становится др. человека, необходимо преодолеть его отчужденность, негативную независимость, вызвать его к самостоятельному бытию, в котором осуществляется его собственную сущность, обретаемая через другого.

В отличие от большинства гносеологически ориентированных концепций сознания, сводящих его к отражению, Рубинштейн рассматривает сознание как выражение отношения субъекта к миру, как возможность его самоопределения. Психика, сознание не самодостаточны, не существуют в себе, а принадлежат личности Связь сознания и деятельности становится личностно опосредованной. В мире сознания как в совершенно особом измерении личности способна выходить за свои пределы. Обладающая сознанием личность особым образом строит свои отношения с миром.

В разработанной Рубинштейном структуре личности представлены психологической модальности деятельности - потребности, способности, направленность [2].

В "Основах общей психологии" личности определяется через триединство – что человек хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что он может (способности, дарования) и что он есть (характер). Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности человека проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер.

Условия жизни человека, жизненные обстоятельства не является чем-то постоянным, статичным, покоящимся. Концепция субъекта привносит прежде всего идею активного, строящего условия своей жизни и свои отношения к бытию человека Условия жизни становятся решаемыми задачами, стимулирующими человека к их решению.

Личность рассматривается в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения которой определяется и скрепляется целостность ее структуры. Деятельность придает единство не только внутренней структуре личности, но и целостность, системность связям личности с миром. Личность не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир, выстраивая свои отношения с ним, др. людьми, жизнью как таковой.

Личность целесообразно рассматривать не только как субъекта деятельности, но и как субъекта жизненного пути и как устойчивый психический склад человека. Она самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее ответственность, становясь все более избирательной и уникальной [2].

Самосознание не есть прямым самоотношением, не опосредованным всеми жизненными проявлениями субъекта. Понимание его как основания идентичности, тождества многообразно проявляющегося субъекта – это понимание самосознания как рефлексии активности субъекта, рефлексии его деятельностных возможностей, практических достижений.

Самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она реально становится самостоятельным субъектом. Этапы развития самосознания являются этапами вычленения личности из непосредственных связей с окружающим миром, овладения этими связями и отношениями посредством действий. Человек осознает свою самостоятельность лишь через отношения с окружающими людьми, приходя к самосознанию через познание др. людей. Самосознание – не только рефлексия себя, но и переосмысливание своей жизни.

Масштаб личности, масштаб ее деяний и масштаб жизни находятся в разном соотношении друг с другом в жизни каждого конкретного человека. Жизнь – особое измерение личности, то, в чем личность объективирует свою сущность. Личность как субъект жизни связывает клубок из всех нитей – возрастной, событийной, продуктов творчества, социальных достижений – своим собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни.

Страницы: 1 2

Межличностная теория психиатрии (Г.С. Салливан)
Теория межличностных отношений известна также под названием социальной психиатрии. Ее автора – Салливана – некоторые ученые относят к неофрейдистам, т. к. его позиция близка идеям Хорни, Фромма. Другие считают ее самостоятельной и оригина ...

Самоубийства в Украине
Определенное представление о состоянии психического здоровья населения, как известно, может дать анализ суицидального поведения и количества завершенных суицидов. До конца 80-х годов статистические данные о самоубийствах были секретными, ...

Институциональный инсайт — актуальная национальная задача
С феноменологической точки зрения, акцентуация неустойчиво понимает методологический психоанализ, в полном соответствии с основными законами развития человека. Этот концепт элиминирует концепт “нормального”, однако генезис параллельно инт ...