Теоретические и методологические основы консультирования. Теории личности и практика консультирования
Страница 2

Психология » Психологическое консультирование » Теоретические и методологические основы консультирования. Теории личности и практика консультирования

Классическими методами адлерианского консультирования выступают:[3]

1) Конфронтация, когда консультант подвергает сомнению рассуждения, основанные на индивидуальной логике клиента. Часто клиенты могут исследуя собственную логику, изменить и ее и свое поведение;

2) Задавание «вопроса». Консультант спрашивает: «Что изменилось бы, если бы Вам было хорошо?»;

3) Оказание поддержки. Поддержка подразумевает веру в человека. Консультанты оказывают поддержку, сообщая веру клиенту в то, что изменение возможно. Поддержка – ключ к изменению стиля жизни;

4) Действие «как будто». Клиентам предлагается действовать так, будто они являются теми, кем они хотят быть;

5) «Плевок в суп клиенту». Консультант обращает внимание клиента на некоторые проявления поведения и таким образом разрушает ценность определенного типа поведения;

6) Изменение условий задачи. Клиенты первоначально ставят перед собой краткосрочные достижимые цели и постепенно переходят к долгосрочным реалистичным целям.

К общим бихевиоральным методам (на бихевиористской теории основывается терапия поведения) относятся:[4]

1) использование подкреплений, которые могут быть положительными или отрицательными.

Для того, чтобы развилось или угасло какое-либо поведение, каждое его проявление должно быть подкреплено. К специфическим бихевиоральным методам относятся:

1) Бихевиоральная репетиция. Она заключается в повторении одобряемого поведения до тех пор, пока оно не станет выполняться так, как этого хочет клиент;

2) Планирование окружения. Эта процедура включает частичное создание клиентом той среды, которая способствует определенным проявлениям поведения, или, напротив ограничивает их;

3) Систематическая десенсибилизация. Этот метод помогает клиентам преодолеть тревожность в определенных ситуациях. Клиента просят описать ситуацию, которая вызывает тревожность. Затем ему предлагают оценить эту ситуацию и расположить события и обстоятельства на иерархической шкале, начиная с тех, которые не вызывают никакого интереса, и заканчивая теми, которые являются наиболее неприятными. Чтобы помочь клиенту устранить тревожность, консультант учит клиента расслабляться физически или психологически. После этого иерархия рассматривается заново, начиная с предметов, вызывающих меньшее беспокойство. Когда тревожность начинает возрастать, клиенту помогают расслабиться снова. Основная идея этого метода: клиент не может одновременно чувствовать тревогу и быть расслабленным.

4) Тренинг ассертивности (уверенности в себе). Главная цель тренинга – научить человека свободно выражать свои мысли и чувства, и не испытывать при этом ненужного беспокойства.

РЭТП имеет в своем арсенале два основных общих метода[5]:

1) Обучение, предполагающее, что клиент должен изучить как мысли связаны с эмоциями и поведением. Эмоции и чувства в этой терапии рассматриваются как следствие мыслей, а не событий. Клиента обучают бороться с иррациональными мыслями.

2) Рациональная дискуссия. В когнитивной дискуссии клиент должен доказать, что его реакция логична. Здесь допускается задавать вопрос «Почему?», который обычно консультантами не задается, так как ставит клиентов в оборонительную позицию. Цель дискуссии – научить клиента проводить различия между рациональными и иррациональными мыслями. Имажинативная дискуссия, наоборот основывается на способности клиента не к логике, а к воображению. Корректируются мысли, приходящие клиенту, когда он воображает ситуацию, которая его расстраивает.

Ориентированная на клиента терапия (клиент-центрированная терапия) предполагает использование специфических методов, которые трудно описать, не утратив основной идеи этого подхода. Сам К. Роджерс писал, что личностный рост происходит в результате осознания своей взаимосвязи с другими людьми. Поэтому он ориентировался, скорее не на методы, техники и приемы, а на условия для взаимоотношений, ведущих к личностному росту в процессе консультирования:

1) Два человека находятся в психологическом контакте;

2) Один человек, клиент, находится в состоянии неконгруэнтности (конгруэнтность – состояние гармонии между реально переживаемым «я» и концепцией идеального «я»);

3) Второй участник, консультант, является конгруэнтным или интегрированным в отношения;

4) Консультант испытывает безусловное доброжелательное отношение к клиенту;

5) Консультант испытывает эмпатическое понимание мировоззрения клиента и пытается сообщить свое понимание клиенту;

6) клиент получает, по крайней мере, минимальное сообщение о понимании его консультантом и о безусловно доброжелательном отношении.

Страницы: 1 2 3

Кризис 7 лет
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Как всякий кризис, кризис 7 лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно как ребенок переживает т ...

Семья как субъект педагогического взаимодействия. Семья как жизнедеятельная система
Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в кото ...

Ощущения
Ощущения считаются самыми простыми из всех психиче­ских явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъек­тивно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки цент­ральной нервн ...