Основные направления в работе с семьейСтраница 1
1. Глубокая социальная диагностика с целью изучения особенностей внутрисемейного воспитания.
2. Разработка и реализация совместно с семьей индивидуальных программ помощи собственному ребенку.
3. Просвещение родителей и других членов семьи с целью расширения представлений об особенностях развития детей со зрительной патологией и методами коррекционно-развивающей работы с ними.
4. Разработка на дифференцированной основе системы взаимодействия с семьями воспитанников с целью коррекции детско-родительских отношений (повышение сенситивности матери, коррекция эмоционального образа ребенка, достижение безусловного приятия ребенка матерью, повышение роли отца в его воспитании).
В соответствии с основными направлениями деятельности коллектива были разработаны анкеты и опросники, социальный педагог и практические психологи провели поэтапное обследование семей, в ходе которого получили достаточно информативные данные. По итогам изучения и анализа полученного материала выделены несколько категорий семей: молодые, многодетные, полные, неполные, благополучные, неблагополучные (разные формы).
Каждая категория семей требует специализированной помощи в соответствии с их проблемами и запросами. Поэтому последующий анализ позволил сгруппировать родителей по проблемам.
Количественный и качественный анализ семей воспитанников позволил точней определять уровень и характер взаимоотношений с родителями.
Возрастной состав семей: из общего числа родителей возраст до 25 лет— 12 человек; от 26 до 40 лет — 186 человек; свыше 40 лет — 23 человека.
Уровень образованности семей таков: высшее образование — 104; среднее специальное — 52; среднее образование — 44 человека; без образования — 12 человек.
Социальное положение семей: служащие — 102; рабочие — 62; бизнес и торговля — 42 человека; безработные — 6 человек.
Число детей в семьях воспитанников: 57 семей имеют единственного ребенка; 59 — воспитывают двоих детей; 4 семьи имеют троих детей.
Из общего количества семей 21 семья сложилась в результате повторного брака; 28 наших воспитанников растут без отца; 49 семей — в разводе.
Достаточно большое число родителей, не имея опыта воспитания детей, столкнулись с дополнительной проблемой — воспитание ребенка с сенсорной недостаточностью. Эта категория семей в первую очередь была охвачена вниманием, заботой и помощью профессионалов учреждения. Уровень образованности родителей тоже требовал специального анализа.
После обследования детей и родителей выяснилось, что в семьях педагогов часто наблюдается самый высокий уровень невротизации детей. Ориентированные в профессиональном отношении на сформированность определенных знаний, умений и навыков, педагоги-родители значительно завышают планку своих требований к ребенку, стремятся развивать детей зачастую неадекватными для их возможностей способами, определяя их во всевозможные кружки и студии, но мало внимания уделяя эмоциональному развитию детей. Такие дети, имея высокие показатели в познавательном развитии, отличаются целым набором проблем в эмоциональном и личностном плане. Тревожность, обидчивость, плаксивость, агрессивность, неуравновешенность, подозрительность, мстительность, неуверенность — вот неполный перечень проблем, которые не позволяют детям полноценно развиваться. В работе с такими семьями особое внимание уделялось расширению представлений об особенностях развития детей со зрительной патологией и повышению сенситивности родителей.
Проблема современной педагогики — родители, представляющие сферу бизнеса. Задачи воспитания и обучения собственных детей они пытаются переадресовать учреждению образования, сполна готовы оплатить набор дополнительных услуг и преподавателей, а собственное участие, к сожалению, видят лишь в материальном обеспечении ребенка. Дети из таких семей отличаются педагогической запущенностью, как правило, избалованы, безудержны, жестоки в отношении к сверстникам и взрослым.
Непоследовательность взрослых в требованиях и оценках рано приучает детей к всеобщей нестабильности, поэтому их главная задача при отсутствии представления о нормах и правилах — добиться удовлетворения собственных потребностей любой ценой. В общении с этой категорией семей тоже необходимы особые подходы, в основе которых лежит главное — донести до сознания родителей их ответственность за судьбу ребенка и значимость для ребенка любви, тепла и понимания родителей. Очень часто родители из таких семей рассчитывают решить проблемы ребенка путем дорогостоящей операции или приобретением «чудо-очков».
Дети из семей рабочих по результатам обследования продемонстрировали самый высокий уровень психоэмоционального благополучия, а родители — готовность к выполнению рекомендаций врача, тифлопедагогов, психологов. Оказалось, что в этой категории семей чаще, чем в любой другой, бабушки играют большую роль в воспитании детей, они проводят с внуками значительную часть времени и соответственно являются хранителями интересов ребенка. Возможно, этим и объясняется высокий уровень психоэмоционального благополучия детей.
Техники НЛП
Согласно НЛП, основной процесс изменений включает:
- выяснение того, что представляет собой состояние человека в настоящее время (симптомы);
- внесение подходящих ресурсов, для того чтобы привести человека к желаемому состоянию.
Симпто ...
Понятие мотива личности
Проблема мотивов личности является сложной психологической темой, в ней можно выделить следующие основные проблемы. Проблема собственно мотивов, мотивации и мотивационной сферы личности.
Вообще, проблема мотивов и мотивации поведения - о ...
Особенности возникновения лидерства и иерархия
группы
Лидеры благодаря своей центральной позиции играют важную роль в формировании групповых целей, мировоззрения, а также в организации структуры и совместной деятельности членов группы.
Здесь будет рассмотрена вторая сторона взаимодействия « ...