Психологическая характеристика деятельности

Психология » Психика и деятельность » Психологическая характеристика деятельности

Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая какие-то цели. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что существенно важным для воспитания является то, какие именно мотивы станут для человека ведущими. Именно они определяют направленность личности человека. Формирование потребностей и мотивов происходит под влиянием условий жизни в процессе воспитания.

В формировании отношения человека к деятельности, в развитии его мотивационной сферы большое значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притязаний личности и

уровень достижений.

Успех или неуспех в деятельности

Понятие «успех» имеет двойное толкование: 1) удача в достижении поставленной цели, в выполнении деятельности или создании ее продукта, 2) общественное признание достигнутой удачи. Когда же человек испытывает ощущение успеха? Когда он не только сам понимает, что добился удачи, но когда видит (понимает), что окружающие значимые для него люди оценивают его деяния как удачу. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «с общественной природой мотивации человеческой деятельности связано влияние, которое оказывает на нее оценка - обусловленная общественными нормами самооценка и оценка со стороны окружающих, особенно тех, мнением которых человек дорожит».

Ощущение успеха или неуспеха в деятельности всегда изменяют психологические условия ее протекания.

Виды деятельности

Основным, исторически первым видом деятельности человека является труд. В процессе онтогенеза возникают игровая и учебная деятельности, связанные с трудом и производные от него. Каждый из этих видов деятельности имеет свою структуру, свои психологические особенности, свое целеназначение и реализуется в конкретных видах человеческой деятельности: художественной, производительной, спортивной, инженерной, педагогической, научной, практической, в сфере нравственности, религии и пр.

Все основные виды деятельности - игра, учение, труд присутствуют в жизни каждого человека, в недрах этих деятельностей происходит развитие психики и личности. Все эти основные виды деятельности не изолированы друг от друга, они взаимодействуют, обогащают друг друга, создавая тем самым новые перспективы развития личности, их осуществляющей. Но на каждом возрастном этапе требуется особое соотношение этих деятельностей как в плане их представленности, так и в плане их содержания.

Виды семейных ролей
«По К. Киркпатрику, существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские, партнерские. 1. Традиционные роли предполагают со стороны жены: - рождение и воспитание детей, - создание и поддержание дома, - обслуживан ...

Л. С. Выготский сегодня. Неклассическая психология
Для Л. С. Выготского в его развитии . можно об этом много спорить и говорить . но всегда были две центральные фигуры. Это фигура Гамлета, к которой он возвращался много раз в своем творчестве, и фигура человека, который взломал мышление н ...

Задача
Входит ли в компетенцию эксперта-психолога решение следующих проблем: 1. Выработка предложений о мерах наказания с учетом особенностей личности обвиняемого, его нравственного облика. Ответ: не входит, согласно статье 57 УПК РФ, а также ...