Порядок изучения личности преступника
Страница 1

Психология » Личность преступника » Порядок изучения личности преступника

Юристу необходимо составить полное представление об обвиняемом, ведь совершив анализ противоправной личности, можно понять, что же повлияло на преступника в момент совершения преступления.

Психологическая типизация личности есть один из методов познания рассматриваемого явления, но необходимо изучать личности конкретных преступников, с соответствующим теоретическим обоснованием полученных данных.

В типологии личности преступников следует различать три градации:

1) Общий тип преступника;

2) Личность преступника определенной категории;

3) Личность преступника определенного вида.

Эти градации относятся между собой как общее, особенное и единичное.

Изучая отдельного преступника, можно изучить его индивидуальность, включающую в себя как общие, присущие другим преступникам черты, так и единичные, неповторимые. Те и другие дают целостное представление о личности.

Механизм социальной детерминации преступности требует сочетания двух подходов при изучении личности: социально-типологического и социально ролевого. При социально-типологическом подходе анализируется социальная позиция личности, соответствующие ей социальные нормы, их восприятие и исполнение. Во втором случае личность рассматривается как активный деятель, субъект общественных отношений. Социально-ролевой подход позволяет увидеть позиции и функции, которые объективно криминогенны, т.к. они налагают на личность обязанности, противоречащие действующему праву. Она может выполнить только ценой правонарушения; предъявляют к ней взаимоисключающие требования, что ведет к социально-правовым конфликтам, исключают личность из сферы действия необходимой для нее совокупности положительных воздействий и т.д.

В криминальной психологии один из основных вопросов – это выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии, прежде всего, мотивационной сферы личности с определенными факторами внешней среды могут создать для данной личности криминогенную ситуацию.

Психологическая зависимость преступников отличается по своему характеру от аналогичной особенности, которая присуща большинству людей. В силу социального характера его развития и воспитания каждому человеку свойственно стремление к объединению с другими людьми для удовлетворения своих потребностей и целей. В этих взаимодействиях человек неизбежно занимает определенную позицию, в том числе зависимую, подчиненную. В отличие от преступников правопослушные люди при неблагоприятно складывающихся обстоятельствах способны выйти из группы, уйти от неудовлетворяющего их контакта, или пытаются изменить внутреннюю позицию к таким обстоятельствам.

Практика показывает, что для различных видов преступлений характерны различные искажения в мотивационной сфере правонарушителя.

Совершение конкретного проступка субъектом обуславливается как внешней ситуацией (объективный фактор), так и установками субъекта, одна из которых на уровне сознания превращается в умысел (субъективный фактор). Эти установки аккумулируют прошлый жизненный опыт субъекта, являются результатом его воспитания, влияния семьи, определенной социальной группы и т.д.

Одним из важнейших компонентов причинного комплекса преступности является неудовлетворение вопросов людей как участников сферы потребления, обусловленное отставанием от платежеспособного спроса населения. На сегодняшний день общепризнано, что разрыв между потребностями в материально-товарных ценностях и услугах и возможностями их реализации приводит к возникновению социально негативных последствий. Следует различать здесь, по меньшей мере, два варианта формирования преступного поведения.

Дефицит предметов потребления и услуг влияет на психологию населения, порождая негативные социальные установки, что сказывается на уровне преступной активности населения. Дефицит услуг сказывается на состоянии насильственной преступности: слабое развитие бытового обслуживания ведет к повышению напряженности в отношениях между людьми, формированию конфликтного социально-психологического климата. По результатам исследований в регионе с менее развитыми бытовыми услугами число конфликтов в этой сфере больше, чем в других.[4] Дефицит является одним из условий для занятия преступной деятельностью. Дисбаланс между спросом и предложением активно используется различного рода дельцами, повышающими посредством незаконных операций собственную платежеспособность. Потребительский дефицит способствует распространению спекуляции, мошенничества, взяточничества, частнопредпринимательской деятельности, коммерческого посредничества.

Личность насильственного преступника характеризуется, как правило, низким уровнем социализации, отражающим пробелы и недостатки основных сфер воспитания: семьи, школы, профессионально-технического училища, производственного коллектива. Мотивационная сфера этой личности характеризуется эгоцентризмом, стойким конфликтом с частью представителей окружающей среды, оправданием себя. Алкоголь здесь является в большинстве случаев катализатором, активизирующим преступную установку.

Страницы: 1 2

Профессиограмма воспитателя
История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ре ...

Добрачный период. Возраст будущей пары
Это относится к тем молодым людям, которые спешат или вынуждены по, разным причинам сразу после школы выйти замуж или жениться. В 18 лет девушка, как правило, способна стать матерью, её организм полностью сформировался, она уже закончила ...

Определение понятия мышления
Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление – это корень его жизни, его бессмертия". Г. В. Ф. Гегель Высшей ступенью познания является мышление. Мышление, основываясь на чувственных образах и представлениях, отраж ...