Психические процессы, воображение и мысленный экспериментСтраница 3
Чрезвычайно широкий диапазон проявлений Воображение, всегда выступающих в единстве с другими сторонами психики, обусловливает также разнообразные по своему характеру и сложности умственные приёмы преобразования имеющихся у человека представлений и восприятий. Механизм этих преобразований в общем виде сводится к анализу и синтезу исходного «материала» Воображение В простых случаях имеет место комбинирование разнородных элементов («агглютинация» – склеивание), преувеличение или преуменьшение отдельных сторон действительности, объединение сходного в различном или разъединение реально единого. В сложных случаях творческого Воображение требуются широкие мысленные обобщения и сопоставления, идущие по линии поисков конкретных фактов, черт, ситуаций, наглядных моделей и художественных конструкций, отражающих общие идеи и закономерности, которые нужно выявить или открыть (показ типического через индивидуальное в художественном творчестве, открытие естественнонаучного закона посредством наблюдения конкретных явлений или создания их экспериментальной модели).
Деятельность Воображение может иметь различную степень произвольности, от спонтанных детских фантазий до длительных целеустремлённых поисков изобретателя. К непроизвольной деятельности Воображение относят сновидения, однако они могут детерминироваться заданной в состоянии бодрствования целью; таковы известные примеры решения научных задач во сне.
Воображение развивается в процессе творческой деятельности под влиянием общественных потребностей. Предпосылкой высокого развития Воображение является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщение к искусству. Необходимым источником Воображение является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний и формирование убеждений.
Воображение
– Всякое воспринятое впечатление оставляет известный след, который может возобновиться и тогда у нас появляется воспоминание. То, что появляется в нашем воспоминании, называется образом. Термин образ в психологии употребляется не только для воспоминания зрительных впечатлений, но и для слуховых и др.; можно сказать: образ мелодии, осязательный образ известного осязательного впечатления. Образ есть копия впечатления, более или менее живая. Иногда он отличается крайней слабостью, бледностью в сравнении с действительным впечатлением, а иногда по живости приближается к реальному впечатлению. Способность воспроизведения впечатлений и есть то, что иные называют воображением воспроизводительным, в отличие от Воображение построительного (см. ниже). По исследованиям английского ученого Гальтона, способность воображения различна, смотря по расе. Возраст и пол также имеют значение: оно больше развито у детей, чем у взрослых, у женщин больше, чем у мужчин. Каждое чувство имеет соответствующие образы; есть, следовательно, зрительные, слуховые, осязательные, двигательные и проч. образы. В наших мыслительных процессах мы можем пользоваться или всеми видами образов, или прибегнуть к одному только виду. Существуют различные типы индивидуумов по отношению к их способности воображения. К индифферентному типу относятся лица, у которых ни один вид образов не развит больше других. Когда они стараются припомнить какое-нибудь лицо, в их уме возникают форма и цвет фигуры также ясно, как и звуки его голоса; воспроизведение зрительных образов у них одинаково с воспроизведением слуховых образов; к зрительному типу относятся лица, которые в своих размышлениях употребляют по преимуществу зрительные образы. У других типов преобладают слуховые и двигательные образы. Один образ вызывается в нашем сознании другим на основании ассоциации. Основных законов ассоциации три. Во-первых, закон ассоциации по смежности, который так формулируется: образы, которые постоянно возникали вместе, связываются так тесно, что, когда впоследствии один из них возникает, то другие также стремятся возникнуть вместе с ним. Во-вторых, ассоциация по сходству: один образ стремится вызвать другой с ним сходный (например, портрет вызывает образ оригинала). В-третьих, ассоциация по контрасту. Один образ стремится вызвать другой противоположный (богатство – бедность).
Общение как взаимодействие. Взаимодействие как
организация совместной деятельности
Общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова как обмен информацией.
Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятель ...
Обработка результатов психологического исследования
Психологическое исследование направлено на изучение личности и психических качеств, происходящих в ней. А для этого требуется инструментарий, при помощи которого необходимо измерять, как изменились свойства и качества личности. Эти измере ...
Теоретический анализ подачи информации СМИ. Анализ способа и содержания
подаваемой информации в телевизионных новостях.
Для того чтобы правильно распознать действительно антисоциальное и просоциальное поведение, необходимо учитывать ряд факторов и способов подачи материала в телевизионных выпусках новостей. Эти факторы могут оказывать непосредственное влия ...