



Особенности ощущенияСтраница 2
В результате непосредственного или длительного действия раздражителя может повышаться или понижаться чувствительность анализатора, приводя к адаптации ощущений или обострению (сенсибилизации) их. Подпороговые раздражители не вызывают осознания ощущений.
По модальности (виду анализатора) различают несколько видов ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные, проприоцептивные и органические (интероцептивные). К последним относятся ощущения, связанные с деятельностью внутренних органов, — ощущения голода, сытости, полового удовлетворения, жажды и пр. Органические чувства («темные чувства», как их называл И.М. Сеченов) всегда носят не местный, а генерализованный характер и переживаются человеком как определенные состояния организма вообще.
Взаимодействие ощущений может порождать так называемые интермодальные ощущения (теплый цвет, легкий звук, острая еда, колючий взгляд, тяжелый запах и т.д.).
В практической деятельности человек имеет дело преимущественно с предметами, отдельные стороны и качества которых выступают в виде различных свойств. Эти отдельные свойства и познаются нами в процессе ощущений. И подобно тому как недостаточно знания какого-либо одного симптома для постановки диагноза, невозможно было бы составить себе правильное представление о данном конкретном объекте, пользуясь при этом всего лишь одним его свойством.
Ощущение есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Например, перед человеком находится предмет. Первое ощущение — «прозрачность». На этом этапе взаимодействия человека с конкретным объектом пока еще ничего определенного сказать нельзя, ибо свойством прозрачности обладают и стекло, и вода, и лед, и некоторые пластические массы, и т.п. Новое ощущение — «объект твердый». Представление о воде исключается. Еще ощущение — «объект пустотелый, стенки его тонкие, обычной комнатной температуры». Следовательно, о льде речи быть не может. Далее оказывается, что вес предмета довольно значительный. Поэтому предположение о пластмассе должно быть подвергнуто сомнению. На помощь приходят еще два ощущения: «предмет при надавливании не деформируется и издает при постукивании характерный звук». Напрашивается вывод: «Вероятно, стекло». Вслед за синтезом всех этих — в нашем примере последовательных, а в действительности почти одновременных — ощущений происходит сопоставление их со свойствами ранее воспринятого подобного же объекта (чувство жажды, тяжести в руке, ощущение влаги во рту, прохождение тяжести по пищеводу и т.п.). В результате этой почти одномоментной аналитико-синтетической деятельности, субстратом которой служит определенный комплекс ощущений, рождается новая психологическая категория – восприятие.
Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности.
Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «ситуации», «общества», «объективной» и «внешней» детерминации
развития личности, как бы ни различались их позиции в интерпретации всех этих понятий, находят множество аргументов в п ...
Психопатологические синдромы у детей дошкольного возраста, способы их
коррекции. Ранний детский аутизм.
Детские расстройства, охватывающие период от рождения до 16-летнего возраста, не всегда распознаются в момент своего возникновения. Это можно обьяснить тем, что дети не столь глубоко проникают в свое собственное психическое функционирова ...
Развитие воображения у детей в процессе творческой деятельности
Творчеству можно и нужно учить всех. Особенно если эта работа начата в младшем школьном возрасте. Что же это за черты творческой деятельности?
1) творческий процесс предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию.
...
