Источники воображения

Психология » Воображение » Источники воображения

Воображение в своем развитии проходит несколько этапов и зависит от характера ведущей деятельности. В раннем детстве (от рождения до трех лет) необходимым условием становления воображения как самостоятельной психической функции являются: полноценное эмоциональное общение взрослых с ребенком в первый год жизни, предметно-манипулятивная деятельность и становление самосознания.

Полноценное общение взрослых с ребенком в первый год его жизни определяет весь процесс психического развития и выступает в качестве необходимого условия возникновения воображения как высшей психической функции.

Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, которая приходит на смену ведущей деятельности предыдущего возрастного периода развития – эмоционально окрашенного общения ребенка со взрослым, выступает вторым необходимым условием возникновения воображения. В процессе предметно-манипулятивной деятельности ребенок учится всесторонне обследовать предмет. Он получает совершенно необходимые для его воображения представления о свойствах предметов, составляющих его образ. От количества разнообразных предметов, находящихся в поле деятельности ребенка, зависит богатство и красочность возникающих у него образов.

Действуя с разными предметами, дети совершенствуют первооснову воображения – моторику. От развития моторики в раннем возрасте прямо и непосредственно зависит уровень продуктивной деятельности, влияющей на качество воображения.

С развитием разнообразных манипуляций ребенок усваивает ключевое действие с тем или иным предметом и способ его применения, учится переносить действия с одного предмета на другой, учится действовать с предметами-заместителями, например вместо настоящего руля может использовать крышку от кастрюли, а под столом устроиться как в машине и т.п. На этой основе зарождается игра, обеспечивающая развитие воображения в дошкольном возрасте.

Во время действий с предметами у ребенка появляется еще одно психологическое новообразование, без которого невозможно развитие воображения, – речь. Детская речь есть результат деятельности воображения, это перенос смысла и функций предмета в звучащую речь («как будто он уже поспал», «как будто это шприц» и т.д.).

Последним условием, способствующим появлению воображения, является кризис трех лет. Во время этого кризиса ребенок приобретает способность осознавать и чувствовать себя субъектом деятельности, учится отделять свои действия от действий других. У него появляется самосознание, позволяющее строить собственную индивидуальную деятельность. После кризиса трех лет у ребенка в психическом развитии происходят качественные изменения: появляется воображение как самостоятельная функция. Это дает ему возможность не зависеть от реальности, принимать на себя образы любых людей и предметов, действовать не импульсивно, а по собственному замыслу, перевоплощаться и быть независимым от ситуации.

Итак, полноценное эмоциональное общение взрослых с ребенком в первый год его жизни, предметно-манипулятивная деятельность, становление самосознания – источники возникновения воображения как самостоятельной психической функции в раннем детстве.

Развитие психики животных
В филогенезе психика прошла путь от уровня простейшей раздражимости до сознания. Этапы этого пути следующие: 1.Таксисы. Это элементарная форма раздражимости, наблюдаемая даже у растений (тропизм). Она направлена на поиск благоприятной ср ...

Кризис 30 лет
Приблизительно в возрасте тридцати лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главны ...

Понятие эмоции. Определение. Виды эмоций. Влияние на жизнь человека
Для достижения цели, поставленной в теме контрольной работы – выявления функциональной значимости эмоциональной сферы для человека, необходимо ознакомиться с самим понятием эмоции. Итак, эмоция - состояния, связанные с оценкой значимости ...