Источники воображения

Психология » Воображение » Источники воображения

Воображение в своем развитии проходит несколько этапов и зависит от характера ведущей деятельности. В раннем детстве (от рождения до трех лет) необходимым условием становления воображения как самостоятельной психической функции являются: полноценное эмоциональное общение взрослых с ребенком в первый год жизни, предметно-манипулятивная деятельность и становление самосознания.

Полноценное общение взрослых с ребенком в первый год его жизни определяет весь процесс психического развития и выступает в качестве необходимого условия возникновения воображения как высшей психической функции.

Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, которая приходит на смену ведущей деятельности предыдущего возрастного периода развития – эмоционально окрашенного общения ребенка со взрослым, выступает вторым необходимым условием возникновения воображения. В процессе предметно-манипулятивной деятельности ребенок учится всесторонне обследовать предмет. Он получает совершенно необходимые для его воображения представления о свойствах предметов, составляющих его образ. От количества разнообразных предметов, находящихся в поле деятельности ребенка, зависит богатство и красочность возникающих у него образов.

Действуя с разными предметами, дети совершенствуют первооснову воображения – моторику. От развития моторики в раннем возрасте прямо и непосредственно зависит уровень продуктивной деятельности, влияющей на качество воображения.

С развитием разнообразных манипуляций ребенок усваивает ключевое действие с тем или иным предметом и способ его применения, учится переносить действия с одного предмета на другой, учится действовать с предметами-заместителями, например вместо настоящего руля может использовать крышку от кастрюли, а под столом устроиться как в машине и т.п. На этой основе зарождается игра, обеспечивающая развитие воображения в дошкольном возрасте.

Во время действий с предметами у ребенка появляется еще одно психологическое новообразование, без которого невозможно развитие воображения, – речь. Детская речь есть результат деятельности воображения, это перенос смысла и функций предмета в звучащую речь («как будто он уже поспал», «как будто это шприц» и т.д.).

Последним условием, способствующим появлению воображения, является кризис трех лет. Во время этого кризиса ребенок приобретает способность осознавать и чувствовать себя субъектом деятельности, учится отделять свои действия от действий других. У него появляется самосознание, позволяющее строить собственную индивидуальную деятельность. После кризиса трех лет у ребенка в психическом развитии происходят качественные изменения: появляется воображение как самостоятельная функция. Это дает ему возможность не зависеть от реальности, принимать на себя образы любых людей и предметов, действовать не импульсивно, а по собственному замыслу, перевоплощаться и быть независимым от ситуации.

Итак, полноценное эмоциональное общение взрослых с ребенком в первый год его жизни, предметно-манипулятивная деятельность, становление самосознания – источники возникновения воображения как самостоятельной психической функции в раннем детстве.

Вывод
Существуют разнообразные формы трудностей, испытываемых людьми в межличностном доверительном общении и влияющих не только на это общение, но и на самого человека, на его личность. К ним можно отнести: аутистичность, отчужденность, одиноч ...

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональ­ные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транс ...

Модусы категорического силлогизма
Модусами силлогизма называются разновидности фигур, отличающихся характером посылок и заключения Всего с точки зрения всевозможных сочетаний посылок и заключения в каждой фигуре насчитывается 64 модуса, а во всех четырех – 256 модусов. ...