Работа с неврозов в гештальт - терапии

Психология » Работа с неврозами в гештальт-терапии » Работа с неврозов в гештальт - терапии

При наличии невроза человек препятствует себе в удовлетворении своих потребностей, целей, делает то, что ему не впрок и не делает то, что ему полезно. Процесс саморегуляции у него неэффективен.

При работе с неврозами терапевт создает условия эксперимента, где пациент сам находит, что для него полезно, что вредно [4].

Гештальт – терапевт предлагает пациенту разнообразные игры и упражнения, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями, а так же предоставляют возможность экспериментирования с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами.

Цель гештальт-терапии - снять блокирование и стимулировать развитие. Создать цель и внутренний источник опоры, создать контакт с собой и с окружением, обогащать сознавание установок и способов поведения прошлого и настоящего, развить готовность пациента к принятию решения и действий, т.е. достичь эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности.

Наиболее известными являются следующие игры [2].

1. Диалог между частями собственной личности.

Игра используется при фрагментации личности. Психотерапевт предлагает пациенту провести диалог между значимыми фрагментами личности — между агрессивным и пассивным, «нападающим» и «защищающимся». Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом), и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком.

2. Совершение кругов.

Пациенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например, выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы.

3. Незаконченное дело.

Пациенту предлагается с помощью высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу.

4. Проективная игра.

Пациенту предлагается «разыграть проекцию», т. е. примерить на самого себя это чувство или черту характера, которую он приписывает другому. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.

5. Выявление противоположного

(реверсия). Для снятия защиты и оосознания пациентом скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты.

6. Упражнения на воображение.

Иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра «Старый, заброшенный магазин». Пациенту предлагают представить вообразить себя предметом в старом заброшенном магазине, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с предметами, пациенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты [2].

7. Игра "У меня есть тайна".Исследование чувства "вины и стыда". Эти тайны не следует высказывать, но представить, как члены группы реагировали бы на нее.

Следующий этап "похвастайтесь своей тайной" .

8. Игра "Я принимаю ответственность".

После заявления пациент должен добавлять: "И я принимаю ответственность за это"[3].

В гештальт-терапии существует множество игр, для работы с преодолением неврозов, причем некоторые из них эффективны при индивидуальной, а другие – при групповой терапии. Эффективность применения той или ин ой игры так же зависит от личности пациента, от е6го восприятия, интеллекта и т.д.

Профессиограмма воспитателя
История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ре ...

Поиск смысла жизни
Поиск смысла жизни – это активность личности, но психологическая сущность этой активности не уточняется. Тем не менее, некоторые исследователи признают, что успех разработки психологической концепции смысла жизни в первую очередь зависит ...

Модусы категорического силлогизма
Модусами силлогизма называются разновидности фигур, отличающихся характером посылок и заключения Всего с точки зрения всевозможных сочетаний посылок и заключения в каждой фигуре насчитывается 64 модуса, а во всех четырех – 256 модусов. ...