Профессионализм и профессиональное самосознание
Профессионал - это « .тип отношения к миру, который характеризуется «дистантным» отношением к предмету, и рациональным преобразованием жизненного материала»[1].
Профессионал отличается особым отношением к миру, ценностной установкой, доминирующим типом поведения, которые реализуются в науке в четырех мертоновских принципах. Профессионализм это, скорее, « .модус независимости по отношению к миру, где все уже расколдовано и превращено в материал для дела»[2].
Профессионализм есть свойство человека (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности) выполнять деятельность на высоком уровне, - систематически, эффективно и надежно - в самых разнообразных условиях. Но понятие профессионализма не ограничивается только характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека, и качественно иной образ жизни профессионала, и его ценностные ориентации. Профессиональное мастерство связано с особой формой отношения человека к действительности (к людям, обществу, природе), его ценностями, с тем, что можно назвать профессиональным самосознанием.
Профессиональное самосознание (или профессиональная Я-концепция включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. В эти представления включаются характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности. К ним относят профессионально важные качества (ПВК), в качестве которых могут выступать индивидуально-психологические свойства, отношения личности, его ценностные основания.
К индивидуально-психологическим свойствам относятся следующие свойства личности: сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, имажитивные, моторные, коммуникативные. Отношения личности включают: отношение человека к профессии; к себе как к субъекту деятельности; к другим людям (коллегам, начальнику, клиентам); к объекту труда; к предмету труда; к средствам труда; к условиям труда. Ценностные основания включают в себя: значимость, значение определенных объектов для человека; цели существования человека, конечные и надситуативные, служащие ведущими принципами в жизни; ценностное отношение, компонент смысловой сферы; идеальная модель должного (желательного), указывающая направление желательного преобразования действительности субъектом.
От того, насколько адекватно сформирована у человека профессиональная Я-концепция, зависит успешность его профессиональной адаптации.
Один из важных механизмов формирования профессиональной Я-концепции является профессиональная идентификация. Под психологической идентификацией в теории социального научения понимается процесс установления субъектом сходства между своим поведением и поведением объекта (личности или группы), принятого субъектом в качестве “образца”. При таком рассмотрении идентификации имеется в виду, что поведение “образца” служит стимулом для выбора поведенческой реакции субъектом: субъект копирует внешние формы поведения “образца”, осваивает нормы, идеалы, роли и нравственные качества “образца”. В проблеме идентификации, как подчеркивает Г.М.Андреева, важен даже не тот факт, к какой социальной (или профессиональной) группе принадлежит человек объективно, но с какой группой он отождествляет себя, либо стремится отождествлять.
Отсутствие же у человека направленности на определенный вид труда затрудняет формирование у него внутренних (психологических) средств деятельности. В последующем это проявляется в ухудшении профессиональной и социальной адаптации человека.
Истинного профессионала характеризуют высокая результативность и эффективность труда, и эти показатели профессионал устойчиво демонстрирует в самых разнообразных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно затрудняют достижение результата.
Ценностная ориентация личности в процессе профессионализации - это взаимная ответственность друг перед другом, это верность долгу, это терпимость, порядочность, нацеленность на сотрудничество. Без соблюдения этих элементарных принципов невозможно обрести свободу - в творчестве, в самореализации себя как личности. Как невозможно стать Профессионалом в высшем смысле этого слова, не имея профессионального мировоззрения, профессиональных идеалов, профессионального достоинства, уважения к своим коллегам. Для эффективной деятельности человеку не недостаточно иметь профессиональные знания, умения и навыки. При профессиональной подготовке (и переподготовке) необходимо усилить внимание на развитие адаптивного потенциала человека, формирование профессиональной концепции, обеспечивающей адекватную профессиональную идентификацию.
Таким образом, становление личности как профессионала зависит от его мировоззрения, его ценностей, оценочной деятельности, в процессе которой осуществляется оценка значимости тех или иных объектов, явлений, событий исходя из потребностей и интересов, идеалов и устремлений субъекта.
Отношение к суициду
Большинство религий категорически запрещает самоубийство: это "богово" дело – решать, кому когда уйти; "Бог дал, Бог и взял". В истории было немало различных подходов к суициду. В греко-римской культуре суицид мог быть ...
Роль потребностно-мотивационной сферы
человека в деятельности
Потребность - это внутреннее состояние организма, испытывающего нужду в чем-то. Актуализация потребности свидетельствует о том, что равновесие, гомеостаз между организмом и окружающим миром нарушен. Энергия, которая направлена на восстано ...
Функции индивидных свойств в развитии человека
Прежде всего, следует подчеркнуть, что все свойства индивида входят в структуру личности. Поэтому невозможно составить психологический портрет личности, игнорируя ее индивидные характеристики.
Психофизиологические свойства индивида соста ...