Задачи развития
Страница 3

Кроме того, обучение в средних классах школы связанно с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества, того, что никому из взрослых в школе они не нужны.

Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам для маленьких детей. Иногда за одной и той же формой поведения (например, за посещением 1-го класса, в котором работает их бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы: от желания вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают, до стремления утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же ребенка это может сочетаться.

Проблема переживания учеником своеобразного школьного стресса при переходе из начальной школы в среднюю привлекает внимание педагогов, психологов-теоретиков и практиков во многих странах мира.

Так, в США в начале 1980-х было проведено сравнительное изучение учащихся, обучающихся по данной учебной программе, но в разных условиях. Однако из них переводили к обучению в средней школе примерно в том же возрасте, что и российские школьники. Другие учились в условиях начальной школы примерно до 13 лет. Исследование показало, что для первой группы в средней школе были характерны такие нарушена как снижение самооценок, нежелание учиться, проблемы дисциплины. Все это совершенно не было свойственно второй группе учащихся. Более чего, они гораздо лучше, чем первые пережили переход на следующий этап обучения. Психол Г.А. Цукерман, из статьи которого мы взяли этот пример, приводит и общий вывод из этого исследования: «Даже предыдущий опыт прохождения через стресс не срабатывает, если стресс, вызванный резкой социальной переменой, наступает слишком рано».

Интересную точку зрения по этому поводу издает психолог и педагог А. Юшков в интервью газете «Первое сентября»: «По возрасту пятиклассникам хорошо бы еще оставаться в том кругу отношений, который сложился в начальной школе им удобнее эти формы поведения, чем подростковые. А в познавательном плане, в плане интерес они этому возрасту уже не принадлежат. По социальным формам организованности им бы относится к начальной школе, а по предметности, по насыщенности какой-то особой информацией, и способу работы с ней их жизнь должна сильно отличаться. В этом возрасте дети как бы добегают ощущения некоторой серьезности того, что они делают. Им хочется что-то попробовать сделать, достичь результата. А уж в чем пятиклассник конкретно будет себя проявлять — его личное дело. Кто то - в некоей предметности, кто-то — в социальной активности, а кто-то — еще в чем-то. A ecли третьеклассник сделает то же самое — ему важнее, как к нему отнеслись».

Все это показывает, что проблема адаптации обучению в средней школе представляет сложную, не имеющую однозначного ответа теоретическую и практическую проблему.

Психолог, работающий в школе, должен прежде всего обратить внимание учителей на проблему адаптации и на те возрастные психологические, психофизические особенности детей, которые могут способствовать или препятствовать успешной прохождению адаптационного периода.

Опыт показывает, что педагоги и родители зачастую одновременно и «овзросляют» пятиклассников, считая, что они должны быть самостоятельными, организованными, и подчеркивают детскость», что создает двойственность, противоречивость отношений и системы требований, которая усваивается школьниками, быстро научающимися манипулировать взрослыми с помощью этой двойственности.

Возрастные особенности — возможности и ограничения — десятилетних детей, как правило, недостаточно хорошо знакомы учителю средней школы и родителям. Особенно заинтересованы в получении психологической информации о детях, как правило, родители пятиклассников, ожидающие (и часто опасающиеся) «подростковых метаморфоз ».

Страницы: 1 2 3 4

Внутренние конфликты. Сущность внутренних конфликтов
Поэты и философы всех времен знали, что спокойная, уравновешенная личность никогда не становится жертвой психического расстройства, а только личность, раздираемая внутренними конфликтами склонна к их возникновению. По мнению Карен Хорни, ...

Бихевиоризм
Основатель бихевиоризма Джон Уотсон (1878 - 1958) так сформулировал кредо нового направления: «Предметом психологии является поведение». С точки зрения бихевиоризм личность есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущи ...

Две основные тенденции в эмоциональной жизни современного человека и их последствия для психического здоровья
Цель данной работы — показать роль дезадаптивных установок по отношению к эмоциям в эпидемиологических тенденциях последних десятилетий, приведших к резкому возрастанию количества аффективных (прежде всего тревожных и депрессивных) расстр ...