Профессиональные способности и мотивация
Страница 1

Эффективность трудовой деятельности, удовлетворенность процессом и результатами труда, перспективы профессиональной карьеры в значительной степени зависят от пригодности субъекта труда к выполнению конкретных рабочих функций. профессиональная пригодность как соответствие человека требованиям конкретной трудовой деятельности:

- определяется соотношением требований профессии и индивидуальных особенностей человека;

- имеет конкретный объект реализации (определенная категория людей и вид дельности, этап профессионализации);

- отражает состояние, степень развития совокупности индивидуальных качеств человека (качества личности, способности, физическое развитие и т. д.);

- является динамическим свойством системы деятельности (развитие субъекта руда и изменчивость объекта труда).

Психологической основой профессиональной пригодности является проблема оценки и развития способностей человека и других индивидуальных качеств, необходимых для трудовой деятельности. Научно-практические направления работы по формированию профессиональной пригодности включай работку и реализацию системы психологического обеспечит профессиональной ориентации, отбора, подготовки и адаптации человека к трудовой деятельности.

Термин «способности» имеет много толкований и до настоящего времени нет его однозначного определения. В англоязычной литературе по психологии широко используется термин саразку, обозначают предельные возможности, определяемые и ограничиваемые конституцией чело» его потенциальные возможности, которые могут быть реализованы при благоприятных обстоятельствах. То, как действует человек в данный момент, зависит от его с собственности, умения, возможности для реальной активности.

Наиболее полную и последовательную систему основных понятий теории способностей дал Б. М. Теплов. Он дал следующие определения таких категорий, как задатки, способности и одаренность.

Задатки — анатомо-физиологические особенности человека, которые лежат в основе развития способностей.

Способности — индивидуально-психологические особенности, проявляющиеся успешности выполнения какой-либо деятельности, в легкости и быстроте ее уев ния или успешности приобретения знаний, но не сводимые к знаниям, умения навыкам.

Одаренность — индивидуально и качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность успеха в деятельности.

Попытка подойти к определению понятий «способности» и «одаренность» с позций разработанной П. К. Анохиным теории функциональных систем была предпрнята В. Д. Шадриковым. Психическая деятельность представляется ему как активность отдельных функциональных систем, реализующих определенные психически функции. Эти функции характеризуются свойствами (способностями), благодаря которым человек ощущает, мыслит, действует, запоминает и т. д. По Шадрикову, способности — это свойство функциональных систем, реализующих отдельные психически функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся! успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Данное определение указывает на то, что способности целесообразно соотносить с со ответствующими психическими функциями, которые реализуются в психических процессах. Следовательно, способности можно отождествлять со свойствами познавательных и психомоторных процессов.

Другое дело — одаренность, которая представляет собой индивидуально-своеобразное сочетание способностей, — она должна соотноситься с конкретной деятельностью. Одаренность определяется Шадриковым как системное качество совместно работающих функциональных систем, реализующих различные психические функции,: которые включены в функциональную систему деятельности и имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности.

Соотношение общих и специальных способностей строится на представлении о том, что общие способности являются фундаментом освоения любой деятельности, а специальные способности определяют успешность освоения определенной деятельности. Понятие «профессиональные способности» характеризует индивидуально-психологические возможности субъекта труда успешно осваивать и выполнять трудовую деятельность на всем протяжении профессионального пути с учетом развития личности и изменения требований деятельности. Профессиональные способности — это совокупность общих и специальных свойств отдельных психических функций и их системных отношений, которые имеют индивидуальное своеобразие (меру выраженности) в обеспечении успешного освоения и реализации деятельности.

Страницы: 1 2 3

Общая характеристика профессии.
Менеджер но персоналу, или HR-менеджер (от англ. «human resources» — человеческие ресурсы), — профессия сравнительно новая для России. Часть функций, которые выполняет «эйчар» (сленговое название HR-менеджера), перешла к нему от его советс ...

Практическая часть
Следующим показателем, характеризующим особенности формирования ЦО личности учащихся старших классов, является содержательная сторона иерархической структуры ЦО. Она определяется по величине ранга, полученного той или иной ценностью. Сове ...

Проективная гипотеза и проективные методики, их виды
Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит известному американскому психологу Г. Мюррею (1938). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать по ...