Оперантное поведение как содержание бихевиоральной психотерапии
Страница 2

Психология » Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия » Оперантное поведение как содержание бихевиоральной психотерапии

Когда подкрепление осуществляется после некоторого среднего числа реакций, но непредсказуемым образом, такой режим подкрепления называется режимом с изменяющейся пропорцией. Он знаком нам по игровым автоматам и системам, которые созданы по принципу появляющихся время от времени, но непредсказуемых вознаграждений. Необходимое число реакций можно легко увеличивать, и в индустрии азартных игр усредненная пропорция устанавливается таким образом, что противоположная сторона - игрок - в конечном итоге всегда проигрывает.

Подкрепления могут быть положительными или отрицательными. Когда подается положительное подкрепление, оно усиливает ("подкрепляет") реакцию; отрицательное подкрепление "подкрепляет" реакцию, когда оно отменяется. Отрицательное подкрепление не является наказанием. Все виды подкрепления всегда усиливают поведение, что передается значением самого слова "подкрепление". Наказание используется для подавления нежелательного поведения. Оно состоит в отмене положительного подкрепления или подаче отрицательного.

Наказание основывается на процедуре обусловливания отрицательными подкреплениями. Наказанный человек действует теми способами, которые снижают угрозу наказания, а также теми, которые не связаны с наказуемым поведением. Отличительная особенность чел. как биологического вида заключается в том, что его голосовые реакции могут легко обусловливаться в качестве оперантов. У человека существуют множество разновидностей вербальных оперантов, поскольку его поведение подкрепляется при посредничестве других людей, которые делают множество различных вещей.

Такие способы подкрепления, практикуемые в определенной отдельно взятой культуре, составляют вместе то, что принято называть языком. Люди, однако, говорят друг другу то, что им надлежит делать. Мы овладеваем большей частью нашего поведения благодаря помощи такого рода. Мы прибегаем к советам, прислушиваемся к предостережениям, следуем правилам и подчиняемся законам, и наше поведение тем самым осуществляется под контролем последствий, который в иных случаях не оказывался бы столь эффективным. Большая часть нашего поведения оказывается слишком сложной, чтобы происходить с самого начала без такой вербальной помощи. Обращаясь за советом и следуя правилам, мы приобретаем гораздо более обширный репертуар, чем это было бы возможно лишь за счет непосредственного контакта с физ. окружением. Реагирование в результате подкрепления последствиями весьма отличается от реагирования в результате полученного совета, следования правилам или подчинения законам. Мы не обращаемся за советом из-за того, что вслед за этим наступит какое-либо конкретное последствие: мы прибегаем к нему лишь в тех случаях, когда выполнение др. совета, полученного из сходных источников, уже имело для нас подкрепляющие последствия. В целом, мы более склонны делать то, что имело бы немедленные подкрепляющие последствия, чем то, что нам просто посоветовали делать.

Врожденное поведение, изучаемое этологами, формируется и сохраняется в силу его значения для выживания индивида и вида. Оперантное поведение формируется и сохраняется в силу его последствий для индивида. В отношении особенностей обоих процессов остается немало спорных вопросов. Однако ни в одном из них, по-видимому, не находится места для предварительного плана или цели. В обоих творчество заменяется отбором. Может создаваться впечатление, что личная свобода также находится в угрожаемом положении. Однако существует лишь чувство свободы, которое, в свою очередь, тоже зависит от подкреплений. Те, кто реагирует в силу того, что его поведение имело положительные подкрепляющие последствия, обычно чувствуют себя свободными. Им кажется, что они делают то, что им хочется делать. Те, кто реагирует в силу того, что подкрепление оказалось отрицательным, и кто поэтому, избегая или опасаясь наказания, делает то, что должен делать, не испытывают такого чувства. Эти различия никак не связаны с самим фактом свободы.

Экспериментальный анализ оперантного поведения привел к разработке технологии, которую часто называют модификацией поведения. Она заключается в изменении последствий поведения - удалении последствий, - которые вызвали проблемы, или выработке новых последствий для усиления желаемого поведения. Исторически человеческое поведение регулировалось преимущественно на основе отрицательного подкрепления, т.е. людей наказывали, когда они не делали того, что имело подкрепляющие последствия для тех, кто мог их наказать. Положительное подкрепление использовалось гораздо реже, отчасти потому, что его результаты оказываются несколько отсроченными во времени по сравнению с наказанием, хотя оно может быть столь же эффективным, как и отрицательное подкрепление, и к тому же вызывает гораздо меньше нежелательных побочных эффектов.

Страницы: 1 2 

Описание и обоснование методик
Для проведения исследования были использованы следующие психодиагностические инструментарии: 1. Методика «Изучение потребности в общении» Ю. М. Орлова; 2. Методика «Диагностика свойств характера – опросник самооценки Т, Лири»; 3. Мето ...

Сравнительная характеристика умственной отсталости и ЗПР
Наиболее важными задачами олигофренопсихологии и олигофренопедагогики являются изучение закономерностей и особенностей психического развития умственно отсталых детей с разнообразной структурой дефекта, а также дальнейшее исследование псих ...

Проективная гипотеза и проективные методики, их виды
Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит известному американскому психологу Г. Мюррею (1938). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать по ...